Экологический экстаз








Автостоп

Автостоп
Автомобиль с каждым годом должен «зеленеть». Эта простая и здоровая идея становится в Европе все более популярной. Ее поддерживают и законодатели, и автопроизводители, и поставщики топлива, и даже покупатели авто, хотя первую скрипку в этом «квартете» играют евродепутаты.


Ожидается, что европейцу в ближайшие годы придется ощутимо поступиться прежними симпатиями при выборе очередной «подруги» для совместной автожизни. И процесс этот, как говорится, уже пошел. Во всяком случае, депутат Европарламента г-жа Дорет Корби, один из авторов «Директивы ЕС по качеству топлива», прямо заявила на недавней европейской конференции по силовым агрегатам в Антверпене: люди никогда не откажутся от автомобиля, «но в наших силах изменить их привычки». И обозначила новую конкретную цель по выхлопу СО2: «Если миллионы новых авто в ближайшие годы, согласно европейскому законодательству, будут выбрасывать в атмосферу 120-130 г/км, то наши усилия остановить потепление климата будут тщетны. Шагом в нужном направлении будет ограничение к 2020 году выброса до 95 г/км». А ведь для нынешних авто столь «чистое дыхание» почти фантастично. Большинство машин в Европе засоряют сейчас атмосферу примерно 165 граммами СО2 на км, с января 2008-го новые «тачки» станут немного чище — 140 г/км, а с 2012-го — 130 г/км (кстати, европейские производители авто упирались до последнего, ведь Еврокомиссия настаивала на 120 г/км).


Но ухищрения по снижению токсичных газов в выхлопе сильно — на 1,5-2 с гаком тысячи евро — удорожают стоимость автомобиля и его эксплуатацию. Это если использовать гибридные силовые агрегаты и дизели нового поколения. А такие дополнительные устройства, как ультраэкономичные кондиционеры, усовершенствованные системы охлаждения двигателя, моторы без ременных передач, системы «стоп-старт», отключающие двигатель при любой остановке, ДВЗ, не имеющие распредвалов, могут уменьшить вредный выхлоп на 40%. Но все они — дополнительные финансовые нагрузки на потребителя. Как и переход на альтернативные виды топлива — этанол 85, синтетические топлива второго поколения на основе сжиженного природного газа или переработки угля и растительно-древесных отходов. Согласится ли на это покупатель?


Европейские клиенты, как оказалось, еще в большей степени, чем американцы, морально готовы сменить автопристрастия. И внимательно внемлют авторитетам из автопромышленности, уже почувствовавшим смену настроений у клиентуры. «Я абсолютно против продолжения гонок за лошадиными силами. Это глупо. Никто не использует эти табуны лошадей под капотом. Драйв от вождения дает крутящий момент», — вещает Риналдо Ринолфи, вице-президент FIAT по НИОКР.


В целом же европейское общественное мнение приходит к консенсусу: сделать автомобиль более дружественным по отношению к окружающей среде нужно сообща, то есть законодателю, автопроизводителю, поставщику топлива и потребителю. Причем каждому в этой неразрывной четверке отводится своя роль. Уже упоминавшаяся г-жа Корби от имени Еврокомиссии и Европарламента выразила неудовольствие медлительностью промышленников («Они словно давят на педаль тормоза «зеленого» автомобиля, понимая, что он будет дороже обычного») и пообещала, что экологические законы и нормативы станут на территории ЕС безусловно еще жестче. Будут введены запреты на въезд авто, не отвечающих по выхлопу евронормам, в определенные районы городов, усилится налоговое давление на владельцев таких машин, депутаты выступают за внедрение альтернативных видов топлива и насаждение у населения привычки коллективного пользования автомобилями при поездках на работу и по делам.


Автомобильные компании и корпорации, со своей стороны, уже вкладывают значительные средства в разработку и производство массового «зеленого» автомобиля. Ассоциация европейских автопроизводителей АСЕА объявила, что ее члены ежегодно тратят на эти цели 20 млрд. евро, или 5% от годовых доходов.


Дилеры почувствовали смену настроений клиентов уже в минувшем году. Растущие цены на топливо, заинтересованность широкой публики в экологически более чистых авто привели в Европе к всплеску продаж компактных небольших SUV и мини-каров. Появление на еврорынках трех новых малых SUV (Daihatsu Terios, FIAT Sedici, Suzuki SX4) позволили увеличить в этом сегменте продажи на 63% и сделать его самым растущим. На третьем месте по росту продаж в 2006 году (22,1%) рыночный сегмент мини-каров, в котором лидерами стали такие новинки, как FIAT Panda, Toyota Aygo, Peugeot 107, Citroеn C1). Самый крупный европейский рыночный сегмент — малых машин (класс В) — показал рост всего на 7%, а продажи в «гольф-классе» (класс С) упали на 8,2%, в том числе и лидеров сегмента — VW Golf и Opel Astra.


В Европе, как и в других центрах мирового автопрома, понимают, что нынешние потуги придать автомобилю «чистое» дыхание с помощью гибридов, новых дизелей, электромобилей, биотоплива — шаги важные, но не кардинальные. На самом деле золотой век авто с «нулевым» выхлопом настанет лишь тогда, когда четырехколесный друг человека перейдет полностью на водородное питание, и, прежде всего с помощью топливных элементов. Однако и это еще раз подтвердили на конгрессе в Антверпене, вряд ли век «водородной энергетики» наступит в среднесрочной перспективе.


Может ли эта экологическая суета отразится на российском авторынке? Да. Во-первых, иностранные производители (в т.ч. и в России) постепенно перейдут на массовое производство машин более «чистых», но и более дорогих и по цене, и по обслуживанию. Во-вторых, международное сообщество будет требовать от всех стран введения более жестких экологических норм и законов, регулирующих эксплуатацию и утилизацию транспортных средств. Поэтому судьба дешевого отечественного автомобиля туманна, если только наши родные бренды и ученые не сумеют разработать и поставить на поток российские «зеленые» бюджетные авто. Впрочем, как говорят специалисты, в лабораториях наших инженеров и ученых есть интересные наработки, в т.ч. и по водородным топливным элементам. Вот только воплотятся ли они в «железо» в России или уплывут на Запад не известно.


Кстати


Интерес европейского покупателя к экологичным автомобилям уверенно растет, и он готов немало приплатить за альтернативную силовую установку. Работа, проведенная еженедельником «Automotive News Europe» и исследовательским центром «Maritz Research», показала, что трое из пяти немцев, англичан и французов выберут при очередной покупке авто гибридный вариант. 60% опрошенных готовы заплатить за него дополнительно 2400 евро.


1250 дилеров, участвовавших в исследовании 5 главных национальных авторынков Европы, сообщили, что их клиенты активно интересуются машинами с альтернативными силовыми установками, но готовы приплатить за них лишь 1337 евро, однако, без таких машин европейских брендов их бизнес сократится.





Ростарчук Михаил, Московский комсомолец