Авто России |
АвтоВАЗ сократил дилерам квоты на апрель и май, поскольку 13 тыс. автомобилей завод планирует продать по госзаказу — инвалидам, пенсионерам и медучреждениям.
«Рособоронэкспорт», контролирующий завод, решил выполнить заказ Минздравсоцразвития к 9 Мая. Для дилеров это не самое неподходящее время — именно в весенние месяцы продажи достигают своего годового пика. Дилеры обещают компенсировать нехватку автомобилей другими брендами.
Недавно АвтоВАЗ собрал своих дилеров на ежегодную конференцию. В ней приняло участие почти все руководство автогиганта, более 450 представителей дилеров, а также присутствовали представители Renault. Как сообщили сразу несколько представителей дилеров, президент АвтоВАЗа Борис Алешин объявил на конференции, что завод намерен сократить дилерские квоты на следующие два месяца. Речь идет о поставках на апрель и май. По его словам, это уменьшение на 30%, то есть примерно на 27 тыс. автомобилей, подсчитал другой дилер. Таким образом, дилер, имеющий квоту в 1 тыс. машин, потеряет $150-200 тыс. маржи, говорит один из собеседников.
На заводе эту информацию комментировать отказались. Однако удержать планируется вовсе не 27 тыс., а только 13 тыс. машин за 2 месяца. За счет этого планируется выполнить заказ Минздравсоцразвития на поставку автомобилей ветеранам Великой Отечественной войны к 9 Мая. С этим и связан выбор момента.
Обычно, рассказывает глава Favorit Motors Владимир Попов, закупки для нужд государственных органов приходятся на декабрь и сентябрь. В то же время на весенние месяцы приходится пик розничных продаж. «При плановой экономике, которая существует у дилера, хотелось бы большей предсказуемости, — сетует г-н Попов. — Это не очень здорово, что в самый сезон у дилеров забирают часть машин». Между тем, по его словам, по его компании это не сильно ударит. «Мы учитываем при планировании возможность срыва поставок, и у нас есть резервный план закупок. Мы компенсируем продажи с помощью других брендов. У нас есть Kia, Hyundai, Skoda», — говорит г-н Попов. По его прогнозу, эта мера сильнее ударит по мелким и средним дилерам.
«Весной машин всегда не хватает. Если бы это снижение было распределено по году, мы бы его, возможно, и не заметили», — сожалеет гендиректор «Инком-Авто» Владимир Франке. По словам другого дилера, снижение квот в Москве может привести к сокращению доли АвтоВАЗа на рынке. По итогам прошлого года доля компании на отечественном рынке составила 27%.
В прошлом году АвтоВАЗу удалось преодолеть серьезный кризис сбыта. В первом квартале товарные запасы составляли 100-120 тыс. автомобилей. Однако по итогам года заводу удалось наверстать упущенное и продать рекордные 663,5 тыс. автомобилей на внутреннем рынке. Правда, рост продаж АвтоВАЗа составил нескольким более 6% при росте рынка иномарок на 61%. Лучше всего у АвтоВАЗа продавались наиболее дешевые модели — «классика» и Samara (по 188 тыс.). Почти столько же было продано «десяток» вместе с Priora (180 тыс.). А продажи Kalina удалось довести до 79 тыс.
Этот год начался для завода более удачно: в январе и феврале продажи составили по 46 тыс. автомобилей.
Юлия Карулина, РБК daily