Toyota пошла на обгон GM







Автостоп

Автостоп

Стали известны общемировые итоги продаж автоконцернов Toyota и GM за первое полугодие 2008 года.


Продажи Toyota выросли на 2,2% и составили 4,82 млн. машин. Продажи GM, наоборот, упали на 3% — до 4,54 млн. автомобилей. За второй квартал автоконцерны продали 2,41 млн. и 2,28 млн. машин соответственно. Таким образом, Toyota вновь обогнала GM по продажам и претендует на звание крупнейшего мирового автопроизводителя. Впервые это произошло по итогам января-марта 2007 года, когда Toyota обогнала GM на 50 тыс. проданных машин, реализовав 2,35 млн. автомобилей. До этого GM не уступал лидерство никому начиная с 1931 года. Впрочем, по итогам всего 2007 года GM все же сохранил за собой статус лидера мирового автопрома, продав 9,4 млн. машин.


Предположения о том, что Toyota вскоре окончательно обгонит GM, появились еще в 2006 году (второе место по продажам Toyota заняла в 2003 году, обогнав Ford). Однако этого так и не произошло, и неизвестно, произойдет ли в этом году. Оба автоконцерна серьезно пострадали от сокращения спроса в США и Японии, на которые сейчас приходится более 50% продаж всех легковых автомобилей в мире. Рынок США в первом полугодии упал на 13% — рекордное падение за последние пятнадцать лет. Авторынок Японии сократился на 10,5% — худший показатель за 25 лет. Недавно Toyota заявила, что снижает прогнозный план своих продаж в 2008 году с 9,85 млн. до 9,5 млн. машин (в GM прогноз на весь 2008 год еще не делали).


На этом фоне быстро растут развивающиеся авторынки, в первую очередь рынки стран БРИК (в России рынок новых иномарок за первое полугодие 2008 года вырос на 47%). По словам главного аналитика GM по продажам Майка Диджиованни, благодаря этому мировой автомобильный рынок в целом вырастет в 2008 году на 2,5% — до 72 млн. машин, что станет седьмым годовым рекордом подряд. Здесь показательны итоги продаж одной из премиальных моделей GM — Hummer. Если в США они упали почти наполовину, то на развивающихся рынках выросли на 37%. Впрочем, в GM дают понять, что не возлагают особых надежд на Hummer. Говоря, например, о российском авторынке, глава GM Рик Вагонер отметил, что «не так уж много есть миллиардеров, чтобы поддерживать бренд (Hummer.- «Ъ») в том виде, в котором он существует». GM рассматривает вопрос продажи Hummer.


Эксперты не берутся предсказать, какой из автоконцернов станет лидером рынка в 2008 году. Автомобильный аналитик Crowe Chizek and Co Эрик Меркль говорит лишь, что «рынок США — это своего рода уязвимое место для автоиндустрии, однако Toyota там занимает хорошую позицию в секторе маленьких автомобилей и седанов». Аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Пак также склонен «поставить на Toyota» и напоминает, что цены на нефть продолжают расти, а у GM, по сути, так и не появилось компактных экономичных автомобилей в продуктовой линейке.







Дмитрий Беликов, Седа Егикян, Коммерсантъ