За страховкой в Интернет. Какие полисы можно приобрести в сети







Автострахование

Автострахование

Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. Почитать газеты, узнать последние новости, пообщаться с друзьями, посмотреть расписание авиарейсов, найти ответы на любые вопросы, скачать любимый фильм или музыку — все это можно в сети.


 В последние годы значительное развитие получили и Интернет-продажи товаров и услуг: выбрать и купить в режиме он-лайн можно практически все: от бытовой техники до продуктов питания. Как обстоят дела в сфере продаж страховых полисов, и что можно сейчас купить в Интернете.


Эра освоения страховщиками Интернета как пространства продаж страховых полисов началась в конце 1999 г. Первопроходцем выступила «Группа Ренессанс страхование»: именно она предложила своим клиентам возможность приобретения страхового полиса по ряду видов страхования, а также возможность оплаты полиса в режиме он-лайн. Планы страховщика были очень амбициозны: ставка делалась именно на этот вид продаж. Страховое сообщество между тем отнеслось к новому проекту достаточно скептично: страховщики посчитали, что затраты на Интернет-магазин и массированную рекламу себя не окупят. Тем не менее, лидеры рынка решили не отставать — уже через год собственным Интернет-магазином обзавелось «РОСНО» и «РЕСО-Гарантия».


Интересно, что по прошествии 9 лет картина сильно не изменилась — Интернет-магазины имеют в основном только крупные страховые компании. При этом стоит отметить, что магазин магазину рознь. В Интернет — представительствах некоторых компаний можно только оставить заявление на страхование, некоторые предоставляют возможность расчета страхового полиса. И лишь единицы имеют полноценные магазины. Так, исполнительный вице-президент «Группы Ренессанс страхование» Сирма Готовац отмечает, что под Интернет-продажами в «Группе Ренессанс страхование», «в отличие от многих наших конкурентов понимается именно продажа полиса через Интернет, а не заполнение электронного запроса на выезд агента. Полис полностью формируется и оплачивается в Интернет-системе и доставляется клиенту курьером. Остается только расписаться в получении».


По словам директора агентства Интернет-продаж «РОСНО» Виктории Яровиковой, консультации продавцов и возможность расчета стоимости полиса он-лайн, без полноценного оформления заказа, входят сегодня в перечень услуг большинства страховщиков. «Но эту категорию сервиса некорректно относить к он-лайн продажам. В такой форме он мало чем отличается от агентских продаж», — считает она.


Кроме того, можно констатировать, что, как правило, Интернет-магазины страховщиков работают на крупные города — в первую очередь Москву и Санкт-Петербург. Хотя есть и исключения. Так, как сообщили в Страховом Доме ВСК, ВСК является единственной страховой компанией, осуществляющие продажи посредством сети Интернет на всей территории России. За прошлый год так были осуществлены продажи через более чем 400 филиалов и отделения компании, причем 80% от общего объема реализованных полисов формируют регионы.


Что же сейчас можно купить в сети? По словам директора департамента комплексного страхования ОСАО «Ингосстрах» Виталия Княгиничева, в настоящее время клиенты компании могут прибрести полисы первоначального страхования ОСАГО, а также заказать полисы первоначального страхования средств транспорта по любому продукту, предоставляемому ОСАО «Ингосстрах», а также полисы страхования имущества физических лиц. Ассортимент страховых услуг, представленных в Интернет-магазине ВСК, содержит практически все основные виды страхования. При этом отличительной особенностью компании являются возможность покупки полиса не только для физических, но и для юридических лиц. Практически все страховые продукты, как для физлиц, так и для юрлиц можно приобрести и через Интернет-магазин «РЕСО-Гарантия».


По словам Сирмы Готовац, основное требование к продукту для продажи через Интернет состоит в том, чтобы он был «коробочный» — т. е. все параметры полиса /страховое покрытие, цена/ можно было рассчитать автоматически, без участия сотрудника компании. «Это как готовая «коробка», которую вы берете с полки супермаркета», — говорит она. В «Ренессанс страховании» через Интернет не продаются только те программы, которые подразумевают осмотр страхуемого объекта специалистом компании. Это, например, сложные варианты страхования квартир /с элитным дизайном или антиквариатом/, некоторые особые случаи страхования автоКАСКО.


Страховая компания «РОСНО», по словам Виктории Яровиковой, продает через Интернет 20 видов страховых продуктов полисов – по автострахованию /ОСАГО, каско, зеленая карта для выезда за рубеж/, по добровольному медицинскому страхованию для детей и взрослых /в том числе полисы для будущих мам и путешественников/, а также полисы страхования квартир и имущества. Открыт раздел для корпоративных клиентов, которые могут оформить заказ на полисы ОСАГО и ДМС для своих сотрудников, страхование автопарка.


Основным преимуществом оформления полиса через Интернет является простота заключения, говорит Виталий Княгиничев. Клиенту не обязательно тратить свое время на дорогу до офиса и ожидание в очередях. Ему просто следует войти на сайт, выбрать интересующий его вид страхования, завести необходимую информацию, отправить заявку и ждать приезда курьера. Следует отметить, что оформление полиса через Интернет выгодно для компании из-за снижения расходов на страховую деятельность. Следовательно, это выгодно клиенту. Снижение расходов страховщика отражается на цене страхового полиса в сторону снижения, отмечает эксперт.


Продажи через Интернет подразумевают серьезную скидку, подтверждает и Сирма Готовац. «Группе Ренессанс Страхование» удалось построить систему так, чтобы при продажах через Интернет не надо было отправлять агента. «Это позволяет нам существенно сократить издержки: не надо платить комиссию агенту, кроме того, сокращаются операционные расходы» — говорит она. В настоящее время при приобретении полиса через сайт возможна скидка до 15%. «РОСНО», по словам В.Яровиковой, предоставляет скидку в 5% по добровольным видам страховых продуктов при покупке их через Интернет.


Пока наибольшим спросом в Интернете пользуются полисы автострахования, в первую очередь ОСАГО, и полисы страхования путешественников.


Страховщики не намерены стоять на месте. Практически все опрошенные компании заявили о намерении расширять ассортимент продуктов и услуг, доступных в Интернете. Так, «Ингосстрах», по словам В.Княгиничева, работает над созданием новых продуктов специально для реализации через Интернет-магазин. В первую очередь, это продукты первоначального страхования транспортных средств и «коробочных» продуктов страхования имущества физических лиц, не требующих осмотра и предстраховой экспертизы. Также в ближайшее время, для клиентов департамента комплексного страхования будет реализована возможность продлить свой полис через интернет-магазин.


Страховой Дом ВСК планирует со временем вывести в Интернет-пространство мгновенные полисы страхования под брендом «Антириск», поскольку благоприятную почву для развития онлайн-продаж имеют пакетные предложения, то есть стандартные страховые услуги, имеющие минимальное количество параметров.


«РОСНО» в 2008 г. планирует расширить линейку продуктов по имущественному страхованию для физических и юридических лиц. «В скором времени мы будем готовы предложить новый подход к оформлению заказа в нашем Интернет-магазине. Надеемся, он будет еще более удобен для наших клиентов», — говорит Виктория Яровикова.


«Группа Ренессанс страхование» также планирует расширить спектр услуг за счет запуска Интернет-продаж коробочных продуктов по страхованию недвижимости физических лиц — квартир и загородных домов.


Динамика Интернет-продаж растет год от года, однако их доля в общем объеме поступлений страховщиков невелика. Несмотря на то, что Страховой Дом ВСК является одним из лидеров по объемам продаж страховых услуг через Интернет, в компании констатируют, что доля Интернет-продаж составляет не более 0,1% от общих продаж ВСК. Причиной является низкий уровень спроса на этот вид услуг в данный момент. Однако специалисты ВСК прогнозируют существенный рост Интернет-продаж в будущем.


Примерно такая же ситуация и в «Группе Ренессанс страхование». «На фоне общих продаж компании доля Интернет-продаж пока не велика, но темпы роста достаточно велики и в скором времени мы планируем рост Интернет-продаж в несколько раз», — говорит Сирма Готовац.


В «РОСНО» отмечают значительный рост клиентов, пришедших в компанию через Интернет. За 2007 г. Интернет-магазином «РОСНО» для приобретения полиса воспользовались более 15 тысяч клиентов /как физических, так и юридических лиц/, что на 40% больше чем в 2006 г., отмечает Виктория Яровикова.


Однако Виталий Княгиничев считает, что «до тех пор, пока не повысится страховая культура у граждан и не будет принят ряд законодательных проектов, вряд ли стоит говорить о высокой эффективности Интернет-продаж». По его мнению, главной причиной слабого развития страхования через Интернет является отсутствие законодательной базы об электронной цифровой подписи, вторая немаловажная проблема — неразвитая платежная система, с помощью которой производится расчет между продавцом и покупателем. Заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов единственное препятствие в развитии Интернет-продаж видит в том, что некоторые страховые компании просто не имеют соответствующих технических возможностей. И его точку зрения разделяют другие коллеги.


«Интернет-сервис, несмотря на его внешнюю доступность, требует вложений средств и времени в создание очень сложного технологически продукта — сайта продаж и систем, обеспечивающих его работу», говорит Виктория Яровикова. А Сирма Готовац отмечает, что «создание и развитие собственно продаж через Интернет требует серьезных вложений ресурсов в IT-системы, особенно в части интеграции систем с базами данных. Окупаемость проекта при этом не для всех очевидна».


Как же будет развиваться ситуация в дальнейшем? По словам Сирмы Готовац, если посмотреть на западный опыт, то там зачастую продажи через Интернет сопоставимы, а иногда даже больше, чем через офисы. «Сейчас интерес населения к различным, в том числе, он-лайновым услугам, возрастает во всех сегментах. Обойти стороной тему страхования становится невозможным, во многом благодаря серьезным усилиям самих страховщиков по созданию имиджа отрасли», — отмечает Виктория Яровикова. А значит, круг страховщиков с полноценными Интернет-магазинами будет расширяться.





prime-tass.ru