Что делать, если страховая компания не хочет возмещать убытки







Автострахование

Автострахование

При наступлении страхового случая компании далеко не всегда выплачивают компенсацию, и клиентам приходится изрядно попотеть, чтобы выбить страховку


Страховые компании с радостью застрахуют всё, что угодно, — начиная от квартир и дач и заканчивая любимой куклой дочери. Однако при наступлении страхового случая они далеко не всегда выплачивают компенсацию, и клиентам приходится изрядно попотеть, чтобы выбить страховку.


Скупой страховщик платит дважды


Одна из таких историй произошла в прошлом году в Омске. Владелец автомобиля BMW X5 Анатолий застраховал свою новенькую иномарку по рискам «ущерб» и «хищение» на полную страховую сумму — 2 млн. 600 тысяч рублей. Однако совсем скоро машину угнали, и Анатолию пришлось обратиться к страховщику с просьбой выплатить компенсацию. Из страховой компании пришло письмо с отказом. В послании говорилось о том, что угон его автомобиля не является страховым случаем по договору страхования, а следовательно, ни на какие компенсации рассчитывать не приходится.


От аварий автомобилисты застрахованы, а вот от нечистоплотных страховых компаний нет


Понимая, что одному будет трудно доказать свою правоту,  Анатолий обратился в общество по защите прав потребителей, специалисты которого подготовили и подали иск в районный суд. В процессе судебного заседания страховщику стало понятно, что его отказ выглядит неубедительно, поэтому компания подала встречный иск. По её мнению, страховая сумма, указанная в договоре, превысила реальную стоимость машины более чем на 1 млн. рублей. На эту сумму она и просила признать договор страхования недействительным. Правда, для начала страховщику нужно было доказать, что на момент заключения соглашения автомобиль действительно стоил меньше, чем указано в полисе. И представители страховой компании представили в суд два заключения оценочных организаций, из которых следовало, что среднерыночная цена BMW X5 составляла примерно 1 млн. 500 тысяч рублей.


Однако согласно справке, представленной автосалоном, стоимость машины составляла 2 млн. 600 рублей. Кроме того, ответчику нечего было сказать на вполне резонный вопрос: почему договор был заключён на сумму в 2 мл.н 600 рублей, а страховое возмещение должно рассчитываться исходя из меньшей суммы?


Так как предоставить убедительные доказательства своей правоты страховой компании никак не удавалось, она начала затягивать процесс. Неоднократно подавала ходатайства о проведении различных экспертиз, инициировала возобновление расследования уголовного дела по факту хищения автомобиля (дело было приостановлено из-за невозможности установить лицо, подлежащее привлечению к ответственности).


Судебное разбирательство длилось два года. В итоге судом было принято решение о взыскании со страховой компании возмещения в размере 2 млн. 600 рублей, процентов за пользование чужими средствами (просрочку выплаты страховки) — 200  тысяч рублей, компенсации морального вреда — 5 тысяч рублей. Кроме того, за отказ в законном порядке удовлетворить законные требования потребителя суд взыскал с ответчика штраф — 1 млн. 402 тысячи рублей в пользу государства.


В итоге из-за своей скупости страховой компании пришлось распрощаться с суммой, более чем в полтора раза превышающей изначальную выплату по страховому случаю.


Задержки по выплате ОСАГО обойдутся дорого


Тем не менее, Министерство финансов РФ внесло на рассмотрение правительства поправки в закон об ОСАГО о выплате страховщиками неустойки в случае задержки страховых выплат. Срок осуществления страховых выплат увеличен с 15 до 30 дней, но главное — в проекте прописана неустойка за нарушение сроков выплат, размер которой составляет 1/75 ставки рефинансирования Центробанка от объёма страховой суммы за каждый день просрочки. Эти поправки уже приняты и действуют с 1 марта 2008 года. Другими словами, вышеупомянутый владелец BMW X5 за каждый день просрочки со стороны страховой компании получал бы примерно по три с половиной тысячи рублей (0,13% от страховой суммы). А за те 2 года длившегося судебного процесса мужчина мог бы получить сумму, равную выплаченной страховке, а не те дополнительные 200 тысяч, которые он получил в итоге.


— Это естественно, — говорит начальник отдела автострахования крупной страховой компании Владимир. — Если страховщику продлеваются сроки на осуществление страховой выплаты, то, соответственно, устанавливаются и более жёсткие требования по соблюдению им сроков в качестве неустойки в достаточно серьёзном размере.


При задержке выплат автовладелец имеет право требовать компенсацию. Главное — помнить, что отсчёт идёт с момента подачи  всех необходимых документов в страховую компанию (заявление, протокол ГИБДД).


— А вот сроки урегулирования убытков по добровольным видам страхования (КАСКО, страхование имущества, недвижимости, страхование от несчастного случая и др.) каждая страховая компания устанавливает самостоятельно, — рассказывает сотрудник одной из страховых компаний Елена. — Они указаны в правилах страхования, которые клиент подписывает  при заключении договора. Поэтому очень внимательно читайте договор, тщательно проверяйте написание ваших личных данных, так как  ошибки могут серьёзно затянуть решение по выплате.


В случае необоснованных задержек клиент может обратиться в службу по защите прав потребителей, в Федеральную службу страхового контроля, в департамент страхового надзора при Министерстве финансов и, наконец, в суд.





Оксана КОЗЛОВА, newspaper.moe-online.ru