| Автострахование |
При наступлении страхового случая компании далеко не всегда выплачивают компенсацию, и клиентам приходится изрядно попотеть, чтобы выбить страховку
Страховые компании с радостью застрахуют всё, что угодно, — начиная от квартир и дач и заканчивая любимой куклой дочери. Однако при наступлении страхового случая они далеко не всегда выплачивают компенсацию, и клиентам приходится изрядно попотеть, чтобы выбить страховку.
Скупой страховщик платит дважды
Одна из таких историй произошла в прошлом году в Омске. Владелец автомобиля BMW X5 Анатолий застраховал свою новенькую иномарку по рискам «ущерб» и «хищение» на полную страховую сумму — 2 млн. 600 тысяч рублей. Однако совсем скоро машину угнали, и Анатолию пришлось обратиться к страховщику с просьбой выплатить компенсацию. Из страховой компании пришло письмо с отказом. В послании говорилось о том, что угон его автомобиля не является страховым случаем по договору страхования, а следовательно, ни на какие компенсации рассчитывать не приходится.
От аварий автомобилисты застрахованы, а вот от нечистоплотных страховых компаний нет
Понимая, что одному будет трудно доказать свою правоту, Анатолий обратился в общество по защите прав потребителей, специалисты которого подготовили и подали иск в районный суд. В процессе судебного заседания страховщику стало понятно, что его отказ выглядит неубедительно, поэтому компания подала встречный иск. По её мнению, страховая сумма, указанная в договоре, превысила реальную стоимость машины более чем на 1 млн. рублей. На эту сумму она и просила признать договор страхования недействительным. Правда, для начала страховщику нужно было доказать, что на момент заключения соглашения автомобиль действительно стоил меньше, чем указано в полисе. И представители страховой компании представили в суд два заключения оценочных организаций, из которых следовало, что среднерыночная цена BMW X5 составляла примерно 1 млн. 500 тысяч рублей.
Однако согласно справке, представленной автосалоном, стоимость машины составляла 2 млн. 600 рублей. Кроме того, ответчику нечего было сказать на вполне резонный вопрос: почему договор был заключён на сумму в 2 мл.н 600 рублей, а страховое возмещение должно рассчитываться исходя из меньшей суммы?
Так как предоставить убедительные доказательства своей правоты страховой компании никак не удавалось, она начала затягивать процесс. Неоднократно подавала ходатайства о проведении различных экспертиз, инициировала возобновление расследования уголовного дела по факту хищения автомобиля (дело было приостановлено из-за невозможности установить лицо, подлежащее привлечению к ответственности).
Судебное разбирательство длилось два года. В итоге судом было принято решение о взыскании со страховой компании возмещения в размере 2 млн. 600 рублей, процентов за пользование чужими средствами (просрочку выплаты страховки) — 200 тысяч рублей, компенсации морального вреда — 5 тысяч рублей. Кроме того, за отказ в законном порядке удовлетворить законные требования потребителя суд взыскал с ответчика штраф — 1 млн. 402 тысячи рублей в пользу государства.
В итоге из-за своей скупости страховой компании пришлось распрощаться с суммой, более чем в полтора раза превышающей изначальную выплату по страховому случаю.
Задержки по выплате ОСАГО обойдутся дорого
Тем не менее, Министерство финансов РФ внесло на рассмотрение правительства поправки в закон об ОСАГО о выплате страховщиками неустойки в случае задержки страховых выплат. Срок осуществления страховых выплат увеличен с 15 до 30 дней, но главное — в проекте прописана неустойка за нарушение сроков выплат, размер которой составляет 1/75 ставки рефинансирования Центробанка от объёма страховой суммы за каждый день просрочки. Эти поправки уже приняты и действуют с 1 марта 2008 года. Другими словами, вышеупомянутый владелец BMW X5 за каждый день просрочки со стороны страховой компании получал бы примерно по три с половиной тысячи рублей (0,13% от страховой суммы). А за те 2 года длившегося судебного процесса мужчина мог бы получить сумму, равную выплаченной страховке, а не те дополнительные 200 тысяч, которые он получил в итоге.
— Это естественно, — говорит начальник отдела автострахования крупной страховой компании Владимир. — Если страховщику продлеваются сроки на осуществление страховой выплаты, то, соответственно, устанавливаются и более жёсткие требования по соблюдению им сроков в качестве неустойки в достаточно серьёзном размере.
При задержке выплат автовладелец имеет право требовать компенсацию. Главное — помнить, что отсчёт идёт с момента подачи всех необходимых документов в страховую компанию (заявление, протокол ГИБДД).
— А вот сроки урегулирования убытков по добровольным видам страхования (КАСКО, страхование имущества, недвижимости, страхование от несчастного случая и др.) каждая страховая компания устанавливает самостоятельно, — рассказывает сотрудник одной из страховых компаний Елена. — Они указаны в правилах страхования, которые клиент подписывает при заключении договора. Поэтому очень внимательно читайте договор, тщательно проверяйте написание ваших личных данных, так как ошибки могут серьёзно затянуть решение по выплате.
В случае необоснованных задержек клиент может обратиться в службу по защите прав потребителей, в Федеральную службу страхового контроля, в департамент страхового надзора при Министерстве финансов и, наконец, в суд.
Оксана КОЗЛОВА, newspaper.moe-online.ru

iPhone «на колёсах»
Европлан: грузовики Mitsubishi Fuso с выгодой до 29%
Расширение модельного ряда
RENAULT KWID – НОВОЕ ВИДЕНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ А-КЛАССА
АВИЛОН официальный партнер чемпионата России по кольцевым гонкам
Mitsubishi открыла интернет-магазины оригинальных запчастей и аксессуаров
Выгодные кредитные условия на Mitsubishi Pajero Sport в мае
Надежность измеряется будущим
АО МС Банк Рус снижает кредитные ставки и запускает новый кредитный продукт
Росавтодор оштрафовал дорожных строителей более чем на 500 млн рублей
Мitsubishi Motors Corporation показала рекордную прибыль по итогам продаж за 2014 финансовый год
АВИЛОН вручил победительнице конкурса «Мисс Россия 2015» ключи от Hyundai Solaris
BRIDGESTONE. ЭКОНОМИЯ ТОПЛИВА КИЛОМЕТР ЗА КИЛОМЕТРОМ
Электромобили Mitsubishi i-MiEV будут работать парконами в Москве
Во Владикавказе открылся первый дилерский центр Mitsubishi – «Алания Авто»