Автострахование |
Страховщики намерены подавать в суд на организации, ремонтирующие дороги. По мнению рынка, именно они виновны во многих ДТП, а значит, в росте убыточности автострахования.Инициатором тяжб выступил филиал компании «СОГАЗ», его поддержали и другие страховщики. Как сообщил директор петербургского филиала ОАО «СОГАЗ» Игорь Акулин, решение было принято после анализа выплат по автокаско (от итал. casco «защита», добровольное страхование автомобилей от угона и ущерба).
Проверка показала, что до 5% обращений страхователей связано с повреждениями машин из–за плохого состояния дорог. Убытки страховой компании по этим заявлениям составили 10% от общего объема выплат.
Как говорит Игорь Акулин, автомобилисты или страховщики редко подают иски к истинному виновнику аварии. «Наши убытки от плохих дорог неминуемо сказываются на тарифах, — говорит Игорь Акулин. — Однако ни клиенты, ни сотрудники ГИДББ не заинтересованы в восстановлении истинной причины ДТП».
К тому же, ситуация осложняется тем, что за дороги отвечает множество различных ведомств. В частности, за безопасность на дорогах ответственно ГИБДД, за их ремонт — КБДХ.
«Теоретически ГИБДД должна закрыть для эксплуатации дорогу, не отвечающую требованиям безопасности. Но такого в истории Петербурга еще не было», — отмечает директор Ассоциации предприятий дорожного комплекса Петербурга Юрий Агафонов.
В пресс–службе КБДХ заявили, что не боятся исков, так как за ремонт дорог отвечают государственные унитарные дорожные специализированные предприятия. Их в городе восемь. В одном из них сообщили, что плохое состояние дорог связано с тем, что только в этом году финансирование идет из КБДХ напрямую, а раньше оно проходило через районные администрации.
«Перспективы привлечения дорожников к ответу грандиозные, — отмечает Андрей Знаменский, заместитель генерального директора по автострахованию ОАО «СК «Русский мир». — Зимой коммунальные службы могут разориться из–за не посыпанных антигололедным покрытием участков — одной из причин ДТП».
Водителю сотрудник ГИБДД не помощник
Отметим, что несмотря на кажущуюся заведомую бесполезность судов с дорожниками, истории успешных судебных процессов все же есть. Хотя препоны правосудию оказывают и дорожные инспектора, которые по роли своей призваны помогать участникам дородного движения. По словам страховщиков, сотрудники ГИБДД всегда настаивают на том, что причина ДТП — ненадлежащее выполнение правил дорожного движения и что водитель не учел дорожные условия. При этом в протоколе инспектор никогда не напишет, что ДТП произошло из-за того, что не висел знак «уступить дорогу».
Помимо судебных тяжб из-за открытых люков страховщики сталкиваются и со случаями судебных тяжб с трамвайными парками. К примеру, клиент одной из городских страховых компаний, проезжая через трамвайные пути, попал в яму и повредил подвеску. Мы взыскали с трампарка около 20 тыс. рублей рассказала Оксана Середа, начальник юридического отдела ОАО «КИТ Финанс Страхование».
В целом, страховщики отмечают, что в России существует практика компенсаций в ДТП, произошедших из-за ям на дорогах. При этом они отмечают, что в Петербурге подобных процессов не было.
«Плохая дорога в России воспринимается как неизбежность, и автомобилистам зачастую даже в голову не приходит, что за нее кто-нибудь отвечает», — отметил заместитель генерального директора СК «АСК — Петербург».
Что делать, если вы попали в аварию из-за плохих дорожных условий, разгильдяйства дорожников, отсутствия соответствующих дорожных знаков, обозначающих ямы или места проведения ремонтных работ?
- Вызовите сотрудников ГИБДД для оформления факта дорожно-транспортного происшествия; не трогайте пострадавший автомобиль, пусть находится в таком виде, как попал в яму.
- До прибытия сотрудников ГИБДД постарайтесь найти свидетелей, запишите их ФИО, домашние адреса, телефоны. Особо обратите внимание свидетелей на состояние дорожного полотна, размеры ямы, по возможности сделайте фотографии.
- Когда прибудут сотрудники ГИБДД, примите участие в составлении протокола.
- Когда ГИБДД оформит документы, постарайтесь снять с них копии. Узнайте место и время рассмотрения вашего дела в группе разбора и обязательно придите туда лично.
- При необходимости обратитесь в больницу.
На первом этапе (оформление ДТП и получение нужного вам заключения) могут встретиться следующие трудности:
- Дорожные службы, получив информацию из ГИБДД о происшедшем, стремятся уничтожить следы своей деятельности. Поэтому, чтобы оставить у себя доказательства желательно сфотографировать место происшествия, поврежденный автомобиль, дефектный участок дороги и получить контакты свидетелей.
- Сотрудники ГИБДД проявляют полное равнодушие и в установленные законом сроки не выдают вам справки о ДТП, не ищут виновных дорожников. В этом случае необходимо обращаться в прокуратуру.
- ГИБДД приняло решение, что в аварии виноваты не дорожные службы, а вы сами. В этом случае такое решение можно обжаловать в вышестоящей организации. Здесь вам как раз и пригодятся свидетели и фотографии, сделанные на месте аварии.
Но вот все нужные вам решения получены, ГИБДД признало, что вы не виновны в ДТП (оно произошло из-за плохой дороги). Вы приступаете ко второму этапу — возмещению причиненного вам ущерба.
Полную ответственность за состояние и повреждения проезжей части несут должностные лица дорожных эксплуатационных организаций и организаций, осуществляющих текущий ремонт или реконструкцию данных участков дорог. В соответствии с ПДД эти должностные лица и организации обязаны принимать меры к обозначению мест проведения работ, мест повреждения дорожного полотна в результате каких либо иных причин.
Если покрытие не соответствует нормативам, то должны выставляться дорожные знаки, а ночью или в условиях плохой видимости — заграждение с предупредительными сигнальными огнями. Согласно ГОСТ 50597 —
www.gazeta.spb.ru