Автострахование |
Тарифы по ОСАГО с момента появления закона об обязательном страховании автогражданской ответственности будоражат умы не только автомобилистов, но и страховщиков. Первые, разумеется, настаивают на том, что тарифы слишком завышены. Вторые, напротив, регулярно жалуются на убыточность страхования. Последние нововведения в обязательное страхование вновь возбудили последних.
Однако, если убытки отдельно взятого гражданина от ОСАГО очевидны, то проблемы страховщиков весьма завуалированы. Как бы то ни было, страховщики все чаще требуют повысить тарифы.
В интервью «Ведомостям» не выбился из общей массы и глава группы компаний «Росгосстрах» Данил Хачатуров, предложив в очередной раз увеличить тарифы.
Согласно данным Российского союза автостраховщиков, в первом квартале 2008 года страховщики ОСАГО увеличили сбор премий на 12 % до 16,850 млрд. рублей. При этом выплаты росли существенно более высокими темпами — на 30 % по сравнению с аналогичным периодом 2007 года и составили 10,756 млрд. рублей. Сокращение прибыли, безусловно, очевидно. Однако ситуация оправдывается вступлением в силу поправок в закон об ОСАГО, упрощающих процесс выплат в случае причинения вреда жизни и здоровью пострадавших в ДТП, а также увеличивающих лимиты таких выплат. Кроме того, сказывается рост инфляции, а также удорожание автопарка.
Разумеется, «недополученная» прибыль красной тряпкой действует на страховщиков. А некоторые из них, заметив подобные тенденции, забили тревогу и предложили увеличить тарифы аж на 40-50 %. Как ранее заявил начальник управления методологии страхования союза Владимир Козлов, «расценки на автострахование повысятся в среднем на 40 -50 процентов». Вместе с тем, пообещал он, «изменение тарифов затронет лишь определенные категории водителей, в частности, таксистов. В то время как для небольших населенных пунктов, также как и центральных городов России, повышение пройдет незамеченным».
Сегодня мысль о повышении тарифов поддержал глава группы компаний «Росгосстрах» Данил Хачатуров. Цифры, правда, были названы пониже — всего 25-30 %, но что эти проценты означают для каждого автомобилиста в отдельности! Так, в случае если гражданин платит по ОСАГО около 3 тыс. рублей — эта сумма увеличится почти на тысячу, то есть к 4 тыс. руб. Если же за ОСАГО уплачено порядка 8 тыс. руб. — с новыми тарифами придется платить на 2,5 тыс. больше. Ни один автомобилист не горит желанием воспользоваться полисом по его прямому назначению. У большинства граждан так и выходит — в результате деньги, заплаченные за страхование, попросту вылетают из семейного бюджета.
Но страховщиков, прежде всего, волнует прибыль. На данный момент, по словам Хачатурова, ОСАГО приносит прибыль в Москве, Подмосковье, еще в нескольких регионах, где тариф позволяет. А из убыточных регионов уже сегодня многие страховые компании уходят. И это движение будет продолжаться, потому что есть регионы, приносящие убытки четвертый год подряд. «Никто не может укладываться в прописанные в законе нормативы расходов на ведение дел и комиссионные, которые выплачиваются страховым агентам и партнерам. Те цифры по убыточности, которые называет Минфин, замечательные, но к убыточности надо прибавлять реальные РВД и комиссии!», — говорит Д.Хачатуров.
Кроме убыточности есть еще инфляция, которая съела половину тарифа, существенно выросла и продолжает расти стоимость нормочаса у автодилеров, а также иные расходы, ведь только зарплата с момента введения ОСАГО выросла в 2,5-3 раза, отмечает он. «Те, кто работает только в Москве, смогут продержаться в плюсе еще пару лет. Многие из работающих по всей стране компаний уже в минусе», — говорит Д.Хачатуров.
При этом и на платежеспособность граждан также давит рост цен на продовольствие и бензин, тарифы на газ, ЖКХ, электричество, воду… Разумеется, граждане будут изыскивать дополнительные средства на страхование своих «железных коней». Только вот кошельки у россиян — не резиновые, а, значит, многие найдут другой выход из неплатежеспособной ситуации, например, продав свое личное средство передвижения.
ИА «Финмаркет»