В 2010 году, по данным Ассоциации европейского бизнеса, модели ВАЗ 2105/07 и Ford Focus стали лидерами продаж на российском рынке, который вырос в объеме на 30%. Перспективы на 2011-2012 годы тоже смотрятся неплохо, хотя макроэкономические риски способны подорвать планы производителей.
В кризисном 2009 году по популярности у покупателей «классика» была лишь второй, тогда как наибольшим приоритетом пользовалась модель Lada Priora. Но благодаря утилизационной программе автомобили ВАЗ 2105/2107 вновь заняли вершину пьедестала, разойдясь, согласно статистике AEB, в количестве 136 тысяч 006 автомобилей (+102%). На «пятерки» и «семерки» пришлось более 46% всех продаж АвтоВАЗа по сертификатам.
Лидерство Ford Focus носит условный характер, так как модель обошла конкурентов в условной номинации «самая продаваемая иностранная модель отечественной сборки», тогда как по всему модельному ряду продажи в количестве 67041 машин (+29%) позволили этому авто занять лишь пятое место. При этом почти вдвое вырос спрос на топовую комплектацию Titanium, которая заняла 38% в реализации Focus. Лидер «иностранцев российской сборки» 2009 года — Renault Logan (6 место) — в прошлом году разошелся тиражом 62 тысячи 862 автомобиля. Это лишь на 17% больше, чем годом ранее, когда машина лидировала среди всех иностранных моделей. Эту относительную неудачу эксперты объясняют дефицитом авто в салонах.
Со 2 по 4 места в продажах заняли вазовские модели: Priora — 125 тысяч 235 машин (+26%), Lada Kalina — 108 тысяч 989 (+79%) и Samara — 101 тысяча 958 (+13%).
Данные AEB также свидетельствуют, что самым продаваемым внедорожником в России второй год подряд стала Lada 4×4 — 44 тысячи 635 единиц (+67%), самым популярным импортным автомобилем — Daewoo Nexia (43 тысячи 943 машин, +56%). Эти две модели заняли 7 и 8 место по количеству продаж. А замыкают «десятку» лидеров две модели Chevrolet — Niva и Lacetti, которые были проданы в количестве 35 тысяч 380 (+44%) и 31 тысяча 885 штук (+9%) соответственно.
Данные AEB свидетельствуют, что по итогам 2010 года объем продаж легковых авто и LCV составил 1 млн. 910 тысяч 573 машины (+30%), а в декабре российский авторынок вырос на 60% до 204 тысяч 586 автомобилей.
«Темпы восстановления российского автомобильного рынка превысили наш первоначальный прогноз, создав уверенный положительный тренд развития, начиная с апреля 2010 года», — заявил, комментируя эти результаты, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас.
«Результаты 2010 года вселяют в нас оптимизм. По мере того, как сохраняются высокие цены на нефть и укрепляется российская экономика, к россиянам возвращается уверенность в завтрашнем дне, и покупательская активность снова начала расти», — сказал в этой связи вице-председатель Комитета Марк Овенден. По его словам, прогнозы на 2011 год вполне позитивные, если, конечно, российская экономика и валюта продолжат свой рост.
«Мы приветствуем продление программ утилизации подержанных автомобилей и льготного кредитования, которые, безусловно, внесут свой вклад в развитие автоиндустрии, однако следует заметить, что 80% продаж по этим программам приходится на дешевые автомобили традиционных российских производителей», — отметил российскую специфику Марк Оведен.
Несмотря на риски, в Комитете автопроизводителей АЕБ предполагают, что в 2011 году в России будет продано, как минимум, 2,24 млн. новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Как считает Дэвид Томас, прогноз организации является показателем того, что Россия «вновь претендует на первенство среди автомобильных рынков Европы».
В АЕБ уже по итогам 2012 года ожидают выхода российского автомобильного рынка на докризисный уровень и достижения им уровня продаж в 2,8-2,9 млн. штук новых авто.
По мнению аналитика «Инвесткафе» Максима Лобады, такие предположения выглядят слишком оптимистично, так как подразумевают рост продаж в 53% за 2 года. «Мы однозначно за следующий год рекорда не установим. Позитивные факторы, которые приводятся в качестве обоснования, с легкостью могут быть нивелированы общей нестабильностью мировой экономики. Если такие факторы, как кризис суверенных долгов еврозоны, форсированная девальвация валют, общее падение мирового спроса и другие окажут существенное воздействие на рынки, то о столь высоких результатах и мечтать не придется», — заявил аналитик.
Он напомнил, что основным бенефициаром программы утилизации является АвтоВАЗ, чьи продажи «по факту и вытянули весь рынок» на рекордный рост в 2010 году. В этом году данная тенденция продолжится, но как только программа по утилизации будет свернута, продажи упадут, что повлечет за собой торможение в целом по рынку. И хотя «взамен» есть запас по наращиванию реализации в сегменте LCV, но он может немного сгладить падение, но ключевой роли не сыграет.
«За счет программы утилизации продажи были «простимулированы» на треть, а после ее отмены уже через год мы можем увидеть не просто остановку темпов роста продаж, но и их снижение при прочих равных, несмотря на весь «позитив» в области кредитования и изменения потребительских настроений. Особенно, если учесть намерения Центробанка по повышению ставки, растущую инфляцию и серьезное увеличения расходов населения в связи с ростом тарифов естественных монополий», — считает Максим Лобада.
Что касается тенденции по вытеснению российских автомобилей машинами иностранных марок, то к 2015 году они составят примерно половину отечественного автопарка, считает эксперт.
В 2010 году больше всего среди иностранных компаний продали своих автомобилей Chevrolet -116 тысяч 233 штуки (+11%), Kia — 104 тысячи 235 (+49%) и Renault — 96 тысяч 466 (+33%). Но особо директор агентства «Автостат» Сергей Целиков отмечает успех именно Kia. «Прорыв корейской марке обеспечили агрессивная маркетинговая кампания, гибкая ценовая политика и актуальный модельный ряд, причем большинство бестселлеров Kia выпускаются на калининградском предприятии «Автотор», — заключил эксперт.
Результат Lifan — 7700 штук (+188%). Китайцы уверено наращивают выпуск своих моделей на заводе в Черкесске и скоро они смогут составить серьезную конкуренцию бюджетным моделям АвтоВАЗа и более именитых брендов.
Продажи новых легковых и коммерческих автомобилей в России по маркам
2010 г. % к 2009 г. дек. 2010 г. % к дек. 2009 г.
Lada 517 147 48 49 597 78
Chevrolet 116 233 11 12 552 35
Kia 104 235 49 7690 -4
Renault 96 466 33 11 408 82
Ford 90 166 10 11 471 64
Hyundai 87 081 17 9402 19
Nissan 79 614 24 10 323 108
Toyota 79 315 15 8525 46
ГАЗ 76 646 32 9189 55
Daewoo 74 419 45 6911 55
Самые продаваемые модели в России
2010 г. % к 2009 г. дек. 2010 г. % к дек. 2009 г.
Lada 2105/2107 136 006 102 11 806 144
Priora 125 235 26 11 910 45
Kalina 108 989 79 11 583 152
Samara 101 958 13 9305 36
Focus 670 141 29 8359 81
Logan 62 862 17 6743 31
Lada 4×4 44 635 67 4989 58
Nexia 43 943 56 4284 58
Chevrolet Niva 35 380 44 3952 52
Lacetti 31 885 9 3311 17
Доли автомобильных брендов на рынке новых автомобилей России в 2009 и 2010 гг.
Марка доля рынка в 2009 г. доля рынка в 2010 г. изм-е, %
Lada 23,8 27 13,00
Chevrolet 7,1 6 -15,00
Kia 4,8 5,5 14,6
Renault 4,9 5 2
Ford 5,6 4,7 -16,00
Hyundai 5 4,6 -9,80
Nissan 4,4 4,2 -4,00
Toyota 4,7 4,15 -11,00
ГАЗ 3,97 4 0,70
Daewoo 3,5 3,9 11,00
Volkswagen 2,7 3,1 15,00
УАЗ 2,4 2,6 9,8
Skoda 2,3 2,4 6,00
Mitsubishi 2,8 2,38 -15,00
Opel 2,3 2,1 -23,00
Peugeot 2 1,87 -8,00
Suzuki 1,7 1,5 -12,00
Mazda 2 1,3 -35,00
Fiat 1,2 1,15 -7,00
BMW 1,07 1,1 -2,70
Алексей Щеглов, BFM.ru