Рулевые игры

Несмотря на заградительные пошлины, в России растут продажи импортных автомобилей.

Российский рынок защищен от иномарок заградительными пошлинами. Но ввоз четырехколесных «иностранцев» все равно растет рекордными темпами. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), ввоз импортных легковушек в страну за десять месяцев 2010 года вырос на четверть по сравнению с аналогичным периодом 2009-го. Неужели меры защиты отечественных производителей перестали работать?

Для того чтобы отбить у наших соотечественников любовь к импортным автомобилям, правительство, пожалуй, могло бы вообще запретить их ввоз в страну. А так складывается довольно парадоксальная ситуация. Лидер отечественного автопрома — тольяттинский АвтоВАЗ с начала 2010 года увеличил продажи на 45%, а зарубежные автоконцерны примерно за такой же срок сумели реализовать в России на 25% больше машин, чем годом ранее. Разница, как видим, не так уж велика. Притом, что наш производитель добился впечатляющего результата благодаря прямым вливаниям денег государства и госпрограмме утилизации, а иностранцам никто не помогал.

Во-первых, сыграл эффект низкой базы, объясняет партнер компании ФБК Игорь Николаев. В 2009 году импорт легковых иномарок просел на 50-70% (в зависимости от модели), поэтому в 2010 году иностранцы смогли наверстать упущенное.

Вторая причина — это ускорившийся экономический рост в стране, особенно заметный в первой половине 2010 года. Потребители, экономившие во время кризиса, поняли: пора тратить. Впрочем, цифры, приведенные таможенниками, красноречивее всяких слов — с января по октябрь в Россию ввезли автомобилей на $8,7 млрд.

Но скоро иностранцам придется «притормозить». Феноменальный отложенный спрос, который зафиксировали в ФТС, не будет продолжаться вечно. Более того, по прогнозам экономистов, он начинает сходить на нет. Это тоже отражает общую ситуацию в экономике — по сравнению с началом 2010 года сейчас ее восстановление замедлилось. Так что можно прогнозировать: в 2011 году наши заводы уйдут в более заметный отрыв от зарубежных конкурентов.

Но это опять же благодаря запретительным пошлинам на ввоз иномарок, которые правительство установило в 2009 году на волне борьбы с финансовым кризисом. А в головах у российских автовладельцев никаких барьеров как не было, так и нет. Недавно аналитический центр Юрия Левады («Левада-Центр») опубликовал данные опроса об «автомобильных» предпочтениях наших соотечественников. Результат: 40% опрошенных социологами респондентов предпочли бы «недорогую иномарку». Они меньше ломаются, хотя и дороже в эксплуатации, объясняют люди.

В этом-то все и дело, говорит руководитель практики «Стратегии и инвестиции» компании «КСК-групп» Тимур Кадыев.

- Спрос на иномарки в России традиционно высок, а введение таможенных пошлин в качестве протекционистской меры принесло лишь временный положительный эффект. Альтернативного предложения ни по качеству, ни по разнообразию ассортимента российский автопром предложить не может.

Будущее иномарок тоже оптимистично, уверен эксперт. В стране растет доверие к банковскому сектору и потребительскому кредитованию, а значит, доступность легковых автомобилей заграничной сборки будет расти и дальше (если только импортные пошлины на легковушки не поднимут снова — уже на «недосягаемую» высоту).

А вот АвтоВАЗу так или иначе придется бороться за «место под солнцем». Основные поставщики металлопроката — а его «доля» в общей стоимости машины может доходить до 20% — заявили, что с 1 января 2011 года цены на их продукцию повысятся на 40%. В результате продукция отечественного автопрома (в т.ч. наши «иномарки») может подорожать на 5%. Что это значит? А то, что основное конкурентное преимущество «Жигулей» — низкая цена — станет менее заметным для потребителей.

Алексей Аронов, Известия