Преждевременное IPO General Motors сократило шансы налогоплательщиков США получить назад все 50 млрд. долл., инвестированные в автоконцерн, однако общий объем потерь от сложений в автопром будет вдвое меньше, чем ожидалось ранее. К такому выводу пришел комитет по надзору конгресса США.
Власти США получили контроль над GM в 2009 году в ходе реструктуризации компании. В ноябре 2010 года Минфин США продал 45% принадлежащих ему акций GM по цене 33 долл. за бумагу в рамках IPO автоконцерна, принесшего 15,8 млрд. долл. Для того чтобы выйти в плюс, американским властям нужно было дождаться, пока акции компании подорожают хотя бы до 44,6 долл. за акцию. Решение продать акции GM с 26-процентным дисконтом «значительно снизило вероятность того, что налогоплательщики когда-либо получат свои деньги назад полностью», подчеркивается в докладе комитета. Государство сосредоточится не на максимизации доходов налогоплательщиков, а на быстром выходе из капитала GM, заявил глава рабочей группы администрации США по вопросам автопрома Рон Блум.
Критика действий правительства при реструктуризации GM не была однозначной. Шаги властей по спасению автопрома привели к тому, что финансовое состояние GM, а также Chrysler «резко улучшилось». Ожидаемые потери по инвестициям в автопром по сравнению с оценкой, сделанной в сентябре 2009 года, сократились вдвое — с 40 млрд. до 19 млрд. долл. Всего власти США направили на поддержку компаний сектора около 81 млрд. долл. К настоящему моменту удалось вернуть порядка 30 млрд. долл., значительная часть из которых получена благодаря IPO GM.
«Реструктуризация автопрома привела к резкому росту прибыльности автоконцернов. И это трансформируется в значительный рост стоимости при окончательной продаже правительством своих акций», — отметил глава Center for Automotive Research Дэвид Коул. Акции GM торгуются сейчас выше 38 долл., и еще существует возможность, что правительство получит все свои инвестиции обратно, добавил он. Также, по словам эксперта, в случае полного краха автопрома США ущерб был бы во много раз больше госинвестиций в сектор.
В целом же в комитете воздержались от какой-либо окончательной оценки программы спасения автопрома, отметив, что властям пришлось преследовать сразу много целей — сохранять рабочие места, возмещать затраты налогоплательщиков, быстро выйти из капитала спасенных компаний, воздерживаться от участия в управленческих решениях. «Однако эти цели часто приходили в конфликт друг с другом», — отметил председатель комитета Тед Кауфман.
Андрей Котов, РБК daily