ВЭБ не дает на машины

«Соллерс» и Fiat никак не могут договориться с ВЭБом о предоставлении 2,1 млрд. евро на СП мощностью до 500 тыс. автомобилей в год. Если ВЭБ откажется от проекта, деньги удастся привлечь в других банках, надеется «Соллерс».

«Сейчас у нас нет документов, необходимых для того, чтобы рассматривать сделку на наблюдательном совете», — говорит предправления ВЭБа Владимир Дмитриев. Представленный компанией бизнес-план не дает возможности структурировать сделку, пояснил он. «Когда нам Швецов представит бизнес-план, приведет Fiat, тогда и сядем за стол переговоров», — подчеркнул он. Вопрос о привлечении инвестора еще не решен, а если ВЭБ не согласится выдавать кредит, то это могут сделать коммерческие банки, сказал гендиректор «Соллерса» Вадим Швецов. Однако переговоры «Соллерс» пока ведет только с ВЭБом, они будут продолжаться еще несколько месяцев, подчеркнул он.

«Соллерс» и Fiat подписали меморандум о создании СП еще в феврале 2010 года. Предприятие должно было начать работу в 2014 г. Его мощность должна составить 300 тыс. машин в год с увеличением до 500 тыс. к 2017 г. «Соллерс» должен был внести в СП производственные площадки, в том числе завод «Соллерс-Набережные Челны» и часть производства Заволжского моторного завода, а Fiat — интеллектуальную собственность (лицензии на производимые автомобили и т. д.), доли партнеры должны были поделить поровну. Еще 10% мог получить ВЭБ, с которым «Соллерс» начал переговоры о привлечении финансирования.

Весь проект оценивался в 2,4 млрд. евро, из них ВЭБ должен был предоставить 2,1 млрд. евро в виде 15-летнего кредита. Предполагалось, что банк установит пятилетнюю отсрочку на выплату основной части долга, а государство субсидирует выплату процентов в размере 2/3 ставки рефинансирования, рассказывал аналитикам инвесткомпаний первый заместитель гендиректора «Соллерса» Николай Соболев.

«Соллерс» и Fiat представили бизнес-план СП несколько месяцев назад, отметил представитель «Соллерса». Но соглашение акционеров действительно не готово. В скором времени определится и список интеллектуальной собственности, которую внесет Fiat, отметил он. Договориться же с ВЭБом «Соллерс» и Fiat должны до конца I квартала 2011 г., надеется он.

Оформление документов действительно занимает много времени, согласен чиновник аппарата правительства. Концептуальных разногласий между ВЭБом и автопроизводителями нет — банк поддержит этот проект, уверяет он.

Вряд ли коммерческие банки согласятся выдать СП «Соллерса» и Fiat кредит на таких условиях, на которых компании договариваются с ВЭБом, считает аналитик «Метрополя» Андрей Рожков. Проект существует только на бумаге, конкуренция на автомобильном рынке достаточно высока. Такой кредит будет слишком рискованным, а ставка по нему вряд ли устроит «Соллерс», считает он. Единственным претендентом мог бы стать Сбербанк, если будет принято соответствующее политическое решение, отмечает аналитик. Представители Fiat, Сбербанка и ВТБ от комментариев отказались.

Государство поможет

Проект «Соллерса» вместе с Fiat был включен в «Стратегию развития автомобильной промышленности до 2020 г.», утвержденную весной 2010 года Минпромторгом.

Алексей Непомнящий, Ведомости