Японский автоконцерн Nissan в перспективе может получить 15-20% акций в крупнейшем российском автопроизводителе АвтоВАЗ, при этом 35-40% будет у Renault, что сделает альянс Renault-Nissan контролирующим акционером российского автогиганта.
Об этом сообщил журналистам глава другого акционера АвтоВАЗа — госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов. В середине ноября г-н Чемезов говорил, что Nissan в первом-втором квартале 2011 года за денежные средства купит только 10% акций АвтоВАЗа.
Теперь, по его словам, «ближе к сентябрю 2011 года» будет завершен первый этап допэмиссии АвтоВАЗа, в результате которого «Ростехнологии» станут владельцами чуть более 29% предприятия. «После этого мы уже эту дельту (от 25% плюс одна акция. — Ред.) продадим Nissan. Принципиальное согласие уже есть». Госкорпорации не нужен пакет выше блокирующего», — подчеркнул он. По словам главы «Ростехнологий», сейчас проводятся консультации и с еще одним акционером российского автогиганта — «Тройкой Диалогом». «На первом этапе Nissan приобретет 10-15% АвтоВАЗа, — подчеркнул он. «Тройке» было бы разумно немного придержать продажу всего пакета, так как в дальнейшем они могли бы заработать больше. «Сейчас какой-то пакет продадут, а остальное будут держать», — заключил г-н Чемезов. По его мнению, справедливая оценка АвтоВАЗа в настоящее время составляет 2,4 млрд. долл., а в 2011 году — 2,8-2,9 млрд. долларов.
Renault-Nissan, «Тройке Диалогу» и госкорпорации «Ростехнологии» в настоящее время принадлежит по 25% плюс одна акция АвтоВАЗа. Как известно, в феврале 2008 года Renault подписал соглашение о покупке 25% плюс одна акция АвтоВАЗа с «Тройкой» и ФГУП «Рособоронэкспорт» (сейчас «Ростехнологии»). За блокпакет АвтоВАЗа Renault заплатил 1 млрд. долл., который был выплачен в день подписания соглашения. Участие в АвтоВАЗе принесло Renault убытки в размере 487 млн. евро за 2008-2009 годы. В сентябре 2010 года акционеры АвтоВАЗа одобрили допэмиссию, после первого этапа которой доля «Ростехнологий» вырастет до 29% уставного капитала (36% обыкновенных акций), после второго — до 40%.
Премьер-министр Владимир Путин в ходе встречи с президентом автоконцерна Renault-Nissan Карлосом Гоном в очередной раз дал согласие на получение Renault-Nissan контроля в «АвтоВАЗе». Г-н Гон же в беседе с журналистами дал понять, что идея контролировать автозавод принадлежит не ему. «Достаточно понятное предложение, которое поступило от премьера. Он увидел плоды этого союза и на сегодняшний момент сказал, что не против увеличения доли до 50%, — сказал он. — Конечно, мы позитивно отнеслись, сказали, что изучим эту возможность совместно с другими акционерами АвтоВАЗа, а именно с «Ростехнологиями» и «Тройкой Диалогом». Переговоры на эту тему российский премьер и г-н Гон вели и в марте 2010 года. Тогда г-н Гон также отмечал, что Renault обдумает предложение российского правительства.
Еще в 2009 году Renault-Nissan вообще не рассматривал возможность увеличения своего пакета в «АвтоВАЗе». Старший вице-президент Renault Кристиан Эстеф в ноябре 2009 года заявлял, что Renault намерен сохранить свою долю в АвтоВАЗе на уровне нынешних 25%. А операционный директор Renault Патрик Пелата вопреки настойчивому совету российских властей в начале октября финансово поддержать АвтоВАЗ сообщил, что концерн поддерживает перестройку близкого к банкротству автозавода, но отказывает просьбам Москвы о вливании крупных денежных средств в предприятие. На сегодняшний день общие вложения альянса Renault-Nissan в Волжский автозавод уже приближаются к 1,5 млрд. долларов.
Ирина Цырулева, Время новостей