Интервью с главой «Яровита» и «Ё-Авто» Андреем Бирюковым, в котором он рассказал о том, как возникла идея ё-мобиля, в чем его народность и почему этот проект заинтересовал группу ОНЭКСИМ.
- Как возникла идея создания ё-мобиля?
- Реализуя наши проекты, мы начали анализировать, что же происходит в мире. Пришли к пониманию, что нужно искать решения по удешевлению продукции, технологий. В результате решили, что нужно уходить от классической трансмиссии на гибридную технологию, то есть электрическую трансмиссию и гибридную энергоустановку, чем активно занялись, сконцентрировавшись не на развитии автосборочных мощностей, а на инжиниринге, на разработке принципиально нового направления. И эти наработки, которые мы получили для грузового, коммерческого транспорта, и легли в основу той концепции, которую мы год назад предложили ОНЭКСИМу.
- Как сумели убедить Прохорова войти в этот проект?
- Перед тем как в проект вошел ОНЭКСИМ, мы успели пройти через конкурс и технические советы Минпромторга, где предлагали концепцию гибридизации транспорта и создание новой унифицированной платформы для грузовиков, автобусов, спецтранспорта. Но на самом деле, видимо, не было понимания, что это такое и будет ли это нужно стране. Это заставило нас искать нового партнера. Мы подготовили и предложили ОНЭКСИМу концепцию городского автомобиля с гибридной установкой и электроприводом. Вторая составляющая нашей идеи — это то, что основным видом топлива должен стать природный газ, что позволит решить большое количество экономических и экологических задач. В результате мы получили очень быстрый положительный ответ от Прохорова, за что ему благодарны. В итоге мы имеем созданные всего за девять месяцев прототипы, проработанную технологию серийного производства, в ближайшее время начнется строительство завода, а в 2012 году произойдет запуск серийного производства. Это очень сжатые сроки, обычно это занимает от четырех и больше лет.
- «Яровит» в этом проекте несет финансовые риски?
- Конечно. Разве те деньги, которые были потрачены в предыдущие годы, не являются инвестициями? Благодаря им был создан тот задел, без которого сейчас был бы невозможен этот проект, о котором сейчас заявлено, и тем более очень сжатые сроки его реализации…
- У вас полная свобода действий в этом проекте? Как осуществляется контроль над проектом?
- Я по условиям наших договоренностей с ОНЭКСИМом являюсь акционером и гендиректором «Ё-Авто» до запуска производства автомобиля. У нас есть понятные и четкие отношения, есть совет директоров, где принимаем стратегические решения, есть механизм, позволяющий быстро обсуждать и решать какие-либо возникающие проблемы. Но с точки зрения технического сопровождения проекта эти вопросы отданы мне, я несу персональную ответственность за их реализацию. В рамках четких договоренностей я имею право принимать все решения, это позволяет упростить реализацию проекта…
- После прихода Прохорова в проект были предложения от финансовых инвесторов о вхождении в проект?
- Нам много делают предложений, но мы сейчас не ставим цель поиска финансирования. Потому что бюджет сформирован, денег на этом этапе хватает. Зато на следующем этапе мы хотим, чтобы сборочные производства были во всех крупных регионах, и поэтому нам нужны партнеры. Мы открыты в этом плане. Также нам нужны и партнеры в плане компонентной базы, ее ведь в России нет, придется строить новые агрегатные производства.
- Вы сами будете этим заниматься?
- Сегодня мы этим занимаемся, потому что без кузовной технологии, без силовой установки и т. д. автомобиль не соберешь.
- В соответствии с вашей концепцией сборкой автомобилей смогут заниматься даже дилеры. С кем-то велись переговоры?
- За этот период почти вся тридцатка крупнейших дилеров нас посетила, получили еще десятки предложений от небольших дилерских и сервисных компаний с просьбой начать переговоры о сотрудничестве. Мы прорабатываем стратегию нашей работы с дилерами, потому что к моменту начала производства мы должны полностью покрыть весь рынок. И мы говорим дилерам, что, если они готовы с нами работать и если им позволяют их ресурсы, мы готовы следующим шагом передать им право на сборку автомобилей.
- Уже известно, кто получит первый автомобиль?
- Нет, это не принципиально. На самом деле у нас уже больше тысячи заявок — от частных лиц, от региональных администраций, есть предложения по использованию машин в коммерческих целях, в частности в качестве такси. Нас очень настойчиво просят открыть заявочную кампанию, мы сейчас об этом думаем. В марте мы вынесем решение по этому вопросу, возможно, начнем прием заявок. Но в любом случае не будем накладывать обязательств на потенциальных клиентов, не будем собирать с них предоплату.
- Сколько людей трудятся над ё-мобилем?
- Сейчас у нас в инжиниринговой группе работают порядка 50 человек, в дальнейшем она будет увеличиваться — до 100-120 человек, не более. Кроме того, у нас будут партнеры по специализированным направлениям. В общей сложности над проектом будут трудиться примерно 200 человек. Но опять-таки это вопрос перспективы, мы сегодня нарабатываем самые неожиданные решения. Постараемся сформировать абсолютно прорывные технологии, в том числе и в других отраслях.
- А от зарубежных компаний есть предложения о сотрудничестве, участии в проекте?
- Есть предложение от Porsche, мы сейчас будем готовить с ними встречу. Также мы работаем с Magna, но в основном мы их привлекаем для экспертной оценки наших решений. Общаемся с инжиниринговой компанией Edag, компанией Weber. У нас есть соглашение с норвежскими изобретателями, предложения о сотрудничестве с некоторыми американскими инжиниринговыми компаниями. Дело в том, что наш проект открыт — и у изобретателей со всего света накопились идеи, которые могут быть применены в нашем продукте. Поэтому мы совершенно четко поставили себе задачу провести сертификацию не только в России, но и в Европе. Это важнейший момент, нас он стимулирует быть на уровне лучших европейских компаний по качеству, по надежности, безопасности…
РБК daily