По количеству газобаллонных автомобилей (ГБА) Россия занимает 3 место в Европе. В стране действуют 249 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) и около 3 000 пропан-бутановых заправок.
По динамике развития газомоторной отрасли Россия существенно отстает от среднемировых показателей. Между тем общее количество АГНКС в стране, по данным Национальной газомоторной ассоциации, достигло 249. Количество ГБА на компримированном газе достигло 100 тыс., а на сжиженном углеводородном (СУГ) — более 1 млн. (и 3 000 заправок).
Отечественная газомоторка по-прежнему испытывает нехватку законодательной поддержки. До сих пор не принят закон «Об альтернативных моторных топливах». Но, тем не менее, в последние годы все же вступил в силу ряд важных документов. В первую очередь стоит отметить ФЗ «Об энергосбережении» и поручение Владимира Путина органам исполнительной власти и организациям о подготовке и предоставлении комплексной программы стимулирования использования природного и сжиженного углеводородного газа в качестве моторного топлива.
Кроме того, в июне прошлого года правительство Москвы приняло решение о переводе части муниципального транспорта на природный газ, а также о строительстве заправок. Это означает городской заказ на автобусы и грузовики. Также прорабатывается возможность использования в качестве топлива биометана. Администрацией Ставропольского края в конце 2010 года было принято решение о переводе 6 000 муниципальных авто на газ в течение трех лет.
Учитывая прекрасные экологические показатели газомоторного топлива, «Газпром» планирует обеспечить метаном транспорт сочинской Олимпиады. Кроме того, корпорация предлагает аналогичный проект для универсиады 2013 года в Казани. По словам представителя корпорации, это предложение нашло понимание у руководства Татарстана.
В связи с этим можно вспомнить опыт Южной Кореи. В 1996 году было принято решение, что чемпионат мира по футболу 2002 года пройдет в Корее и Японии. Еще с 1995-го в Стране утренней свежести начали вести разработку газобаллонного оборудования (ГБО) и принимать законы, стимулирующие развитие газомоторного направления. Идея была в том, чтобы внедрить самое экологически чистое моторное топливо и благодаря этому сделать чемпионат максимально «зеленым». В частности, компании обязали покупать газовые автобусы, были введены льготы для метановых заправок, был налажен выпуск собственной техники. Кроме того, было принято жесткое и эффективное решение — ограничить передвижение негазовых автомобилей. Чемпионат мира закончился, а техника осталась, а вместе с ней экономический (газ существенно дешевле бензина) и экологический эффекты. Отметим, что сегодня корейские производители поставляют свои ГБА не только на внутренний рынок, но и на экспорт.
Всего в 2010 году Группа «Газпром» открыла четыре АГНКС в России, одну в Германии и одну в Чехии, а также комплекс по сжижению природного газа на ГРС-4 в Свердловской области. В том числе началась эксплуатация газовой заправки в Кузбассе, на которой используется метан угольных пластов. Кроме того, были открыты центры по переоборудованию автомобилей в Саратове и Краснотуринске. В планах на 2011 год — строительство еще 21 заправочной станции.
Но вопрос отечественного производства ГБО до конца еще не решен. Цена метанового оборудования составляет в среднем 40-60 тыс. руб. (импортное достигает и 150 тыс.), а пропан-бутанового колеблется в пределах 15-28 тыс. ГБО, которое сегодня выпускается в стране, в массе своей спроектировано около 50 лет назад. К сожалению, всего 2 завода в России выпускают баллоны, притом в объеме нескольких десятков тысяч единиц. Для сравнения: аналогичные предприятия Аргентины и Италии производят их в количестве нескольких миллионов в год. Не существует российского компрессора для АГНКС. Но из этих неутешительных фактов можно сделать один важный для отечественной экономики вывод — развитие газомоторной отрасли обеспечит заказы для массы сопутствующих областей, таких как металлургия, автомобилестроение и профильные НИИ. Без программы закупки отечественного ГБО мы вкладываем ресурсы в экономики других стран.
Выпуск собственных заводских автомобилей является одним из важнейших вопросов отечественной газомоторной отрасли. КамАЗ оказался первой российской компанией, разработавшей газовый двигатель. Также автомобильная корпорация выпускает машины наиболее выгодных категорий — грузовики и автобусы. КАМАЗ ориентируется на КПГ и СПГ.
Группа ГАЗ, в свою очередь, сделала ставку на СУГ. С апреля 2010 года на главном конвейере Горьковского автозавода в Нижнем Новгороде организовано производство газобаллонных автомобилей «ГАЗель». В прошлом году было выпущено около 1,2 тыс. автомобилей. Также в течение 2011-го предполагается начать производство того, что давно ожидал российский рынок, — газобаллонных «ГАЗелей» в модификациях «Автобус» и «Цельнометаллический фургон», работающих на бензине и сжиженном газе. Предполагаемый объем производства ГБА в 2011 году — около 4 тыс. машин.
А вот перспективы метаново-бензиновой Lada Priora — CNG, анонсированной несколько месяцев назад АвтоВАЗом, весьма сомнительны. По сообщениям новостных агентств, специалисты предприятия уверяют, что разница в цене с обычной «Ладой», составляющая 40 тыс. рублей, окупится за 30 тыс. км пробега. Простой расчет, в ходе которого мы допускаем, что владелец новой «Лады» будет заправлять автомобиль исключительно компримированным газом, показывает, что в идеальных условиях за 30 тыс. км можно выиграть не более 30 тыс. руб., в действительности же выгода будет куда меньше.
Александр Фролов, Независимая газета