Между невежеством и жадностью

Гибридные автомобили перестали быть экзотикой на российских дорогах, но их доля в общем объеме продаж все еще крайне мала. Причина этого — нежелание властей стимулировать продажи более экологичных машин.

Как показал опрос, проведенный в 2010 году компанией Nielsen, порядка 85% отечественных автомобилистов допускают возможность покупки гибридного авто. «Эти цифры говорят сами за себя: сегмент гибридных автомобилей имеет значительный потенциал для развития в России. Продажи автомобилей, в которых используются гибридные технологии, повышаются пропорционально росту цен на традиционные виды топлива», — отмечает президент «BMW Group Россия» Петер Кроншнабель. «Гибридные автомобили медленно, но верно будут завоевывать свою аудиторию поклонников. Это я могу утверждать по интересу со стороны покупателей BMW, который наблюдаю в наших автосалонах. По итогам 2010 года доля продаж автомобилей BMW X6 ActiveHybrid составила около 5% от общего количества реализованных моделей X6», — подтверждает руководитель службы продаж «Автокрафт» Владимир Бутыкин. Но в данном случае речь идет о премиумном сегменте, что же касается массового спроса, то здесь ситуация весьма неутешительна. Toyota подвела итоги продаж на российском рынке за 2010 г., и из цифр видно, что спрос на гибрид Prius за год увеличился более чем в двенадцать раз: с 30 штук в 2009-м до 367 штук в 2010-м. Это притом что, как утверждает «Лексус-Измайлово», с 2004-го по 2010-й (август) было продано более 7000 автомобилей Lexus с гибридным двигателем. Тенденция очевидна: менее состоятельные граждане пока не оценили преимуществ гибридных силовых установок. В результате появляющийся спрос в низком ценовом сегменте удовлетворяют в основном поставщики подержанных гибридных машин из Японии и США. «В США доля гибридов в автопродажах в январе-октябре 2010-го составила 2,37%, или 224 761 штук, в январе-октябре 2009-го — 2,86%, или 245 098 штук. В 2004 г. доля гибридов на авторынке США была 0,5%», — напоминает ведущий аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Олег Душин. В нашей стране дела у гибридов идут значительно хуже. «Для сравнения: в том же 2009-м в России было продано около 1200 гибридных автомобилей всех марок, в то время как в Японии за тот же период реализовано более 200 000 одних только Toyota Prius», — подчеркивает генеральный директор автомаркета «Формула 91» Руслан Ермачков. Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов оценивает отечественный рынок гибридных автомобилей в 0,5-1% от общего числа проданных машин. При этом в развитых странах долю гибридов можно ориентировочно оценить в 5-10% от общего количества реализованных автомобилей. «Столь разные показатели объясняются тем, что там автомобили начали продаваться раньше, чем у нас, к тому же там уже сформировано законодательство, побуждающее людей приобретать такие машины, выше там и уровень экологически ответственного поведения. У нас же ничего этого нет, уровень экологически ответственного поведения ниже, чем в развитых странах, есть определенное предубеждение против таких машин, — поясняет Дмитрий Баранов. — А главное, нет экономических стимулов пересаживаться на такие автомобили, потому что обычное топливо дешевле по сравнению с развитыми странами».

Действительно, экологическая культура в России сильно отстает, как и законодательство в отношении гибридных автомобилей. Но помимо отсутствия поддержки продаж гибридов со стороны государства, есть и другие причины их невысокой популярности в России. Гибридные автомобили воспринимаются, скорее, как технологическая новинка. Поэтому приобретают их по большей части люди, ориентированные на передовые технологии, желающие идти в ногу с прогрессом.

Основной критерий, волнующий покупателей в США при выборе более экологичного автомобиля, — цена. Это касается как выбора между гибридом и негибридом, так и между гибридами. Гибрид покупается ради экономии на топливе. Стандартом для среднего гибрида является отметка от 40 миль на галлон бензина (город/шоссе), это примерно от 5,87 л/100 км и даже ниже (3,9 л у Prius). При этом эксперты отмечают, что гибридные двигатели в США не так уж сильно дороже обычных машин. Например, Prius стоит в США от $21 500, в России — от 1 млн. руб. «Очень много берут таможенные пошлины на ввоз иномарок, возможная накрутка продавцов на счет непопулярности и экзотичности моделей в России», — поясняет Олег Душин. Кардинально снизить цену на гибриды поможет не только улучшение отношения к ним со стороны властей, но и массовое производство гибридных установок — это снизит себестоимость. «Нужна разработка новых материалов, которые удешевят гибридную установку, возможно, потребуются новые конструктивные решения, технологические находки. Но назвать конкретную дату, когда гибриды «пойдут в массы», нельзя. Это будет такой же долгий эволюционный процесс, как тот, когда автомобиль сменял конную тягу, не исключено, что он затянется на десятилетие как минимум», — предполагает Дмитрий Баранов.

Аналитики прогнозируют, что к 2020 году на гибриды придется 13% от общего объема производства автомобилей. «Темпы роста данного сегмента будут зависеть прежде всего от стоимости топлива и от способности автопроизводителей добиться удешевления гибридной технологии. Заметное влияние на внедрение подобных автомобилей окажет очередное ужесточение экологических норм выхлопа. Сейчас самые строгие нормы действуют в Европе», — отмечает Руслан Ермачков. Есть и другие прогнозы, согласно которым гибриды захватят 7% рынка лишь к 2015 г. В целом после трех лет снижения продаж в 2008-2010 гг. в США с 2011-го ожидается рост спроса на гибриды. При этом падение спроса в период экономической нестабильности эксперты объясняют кризисными ожиданиями покупателей, рассчитывавших, что нефтяные цены останутся на низком уровне. Но эти прогнозы не оправдались, и появились новые модели гибридов, отвечающие запросам потребителей. Кроме того, возрастают экологические требования государств к выхлопам машин. Так, в Лондоне после 2012 г. половина автобусного парка будет работать на гибридных двигателях. Одна Toyota запускает к 2012 г. 11 новых и рестайлинговых моделей и рассчитывает продавать в год 1 млн. гибридов (компания в 2010-м продала всего около 8,3 млн. авто). Для сравнения: в начале «нулевых» годов Toyota полагала, что к 2012 г. перейдет на выпуск исключительно гибридов. Теперь аналогичные планы переносятся на 2020 год.

Максим Логвинов, Компания