Гибридные автомобили перестали быть экзотикой на российских дорогах, но их доля в общем объеме продаж все еще крайне мала. Причина этого — нежелание властей стимулировать продажи более экологичных машин.
Как показал опрос, проведенный в 2010 году компанией Nielsen, порядка 85% отечественных автомобилистов допускают возможность покупки гибридного авто. «Эти цифры говорят сами за себя: сегмент гибридных автомобилей имеет значительный потенциал для развития в России. Продажи автомобилей, в которых используются гибридные технологии, повышаются пропорционально росту цен на традиционные виды топлива», — отмечает президент «BMW Group Россия» Петер Кроншнабель. «Гибридные автомобили медленно, но верно будут завоевывать свою аудиторию поклонников. Это я могу утверждать по интересу со стороны покупателей BMW, который наблюдаю в наших автосалонах. По итогам 2010 года доля продаж автомобилей BMW X6 ActiveHybrid составила около 5% от общего количества реализованных моделей X6», — подтверждает руководитель службы продаж «Автокрафт» Владимир Бутыкин. Но в данном случае речь идет о премиумном сегменте, что же касается массового спроса, то здесь ситуация весьма неутешительна. Toyota подвела итоги продаж на российском рынке за 2010 г., и из цифр видно, что спрос на гибрид Prius за год увеличился более чем в двенадцать раз: с 30 штук в 2009-м до 367 штук в 2010-м. Это притом что, как утверждает «Лексус-Измайлово», с 2004-го по 2010-й (август) было продано более 7000 автомобилей Lexus с гибридным двигателем. Тенденция очевидна: менее состоятельные граждане пока не оценили преимуществ гибридных силовых установок. В результате появляющийся спрос в низком ценовом сегменте удовлетворяют в основном поставщики подержанных гибридных машин из Японии и США. «В США доля гибридов в автопродажах в январе-октябре 2010-го составила 2,37%, или 224 761 штук, в январе-октябре 2009-го — 2,86%, или 245 098 штук. В 2004 г. доля гибридов на авторынке США была 0,5%», — напоминает ведущий аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Олег Душин. В нашей стране дела у гибридов идут значительно хуже. «Для сравнения: в том же 2009-м в России было продано около 1200 гибридных автомобилей всех марок, в то время как в Японии за тот же период реализовано более 200 000 одних только Toyota Prius», — подчеркивает генеральный директор автомаркета «Формула 91» Руслан Ермачков. Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов оценивает отечественный рынок гибридных автомобилей в 0,5-1% от общего числа проданных машин. При этом в развитых странах долю гибридов можно ориентировочно оценить в 5-10% от общего количества реализованных автомобилей. «Столь разные показатели объясняются тем, что там автомобили начали продаваться раньше, чем у нас, к тому же там уже сформировано законодательство, побуждающее людей приобретать такие машины, выше там и уровень экологически ответственного поведения. У нас же ничего этого нет, уровень экологически ответственного поведения ниже, чем в развитых странах, есть определенное предубеждение против таких машин, — поясняет Дмитрий Баранов. — А главное, нет экономических стимулов пересаживаться на такие автомобили, потому что обычное топливо дешевле по сравнению с развитыми странами».
Действительно, экологическая культура в России сильно отстает, как и законодательство в отношении гибридных автомобилей. Но помимо отсутствия поддержки продаж гибридов со стороны государства, есть и другие причины их невысокой популярности в России. Гибридные автомобили воспринимаются, скорее, как технологическая новинка. Поэтому приобретают их по большей части люди, ориентированные на передовые технологии, желающие идти в ногу с прогрессом.
Основной критерий, волнующий покупателей в США при выборе более экологичного автомобиля, — цена. Это касается как выбора между гибридом и негибридом, так и между гибридами. Гибрид покупается ради экономии на топливе. Стандартом для среднего гибрида является отметка от 40 миль на галлон бензина (город/шоссе), это примерно от 5,87 л/100 км и даже ниже (3,9 л у Prius). При этом эксперты отмечают, что гибридные двигатели в США не так уж сильно дороже обычных машин. Например, Prius стоит в США от $21 500, в России — от 1 млн. руб. «Очень много берут таможенные пошлины на ввоз иномарок, возможная накрутка продавцов на счет непопулярности и экзотичности моделей в России», — поясняет Олег Душин. Кардинально снизить цену на гибриды поможет не только улучшение отношения к ним со стороны властей, но и массовое производство гибридных установок — это снизит себестоимость. «Нужна разработка новых материалов, которые удешевят гибридную установку, возможно, потребуются новые конструктивные решения, технологические находки. Но назвать конкретную дату, когда гибриды «пойдут в массы», нельзя. Это будет такой же долгий эволюционный процесс, как тот, когда автомобиль сменял конную тягу, не исключено, что он затянется на десятилетие как минимум», — предполагает Дмитрий Баранов.
Аналитики прогнозируют, что к 2020 году на гибриды придется 13% от общего объема производства автомобилей. «Темпы роста данного сегмента будут зависеть прежде всего от стоимости топлива и от способности автопроизводителей добиться удешевления гибридной технологии. Заметное влияние на внедрение подобных автомобилей окажет очередное ужесточение экологических норм выхлопа. Сейчас самые строгие нормы действуют в Европе», — отмечает Руслан Ермачков. Есть и другие прогнозы, согласно которым гибриды захватят 7% рынка лишь к 2015 г. В целом после трех лет снижения продаж в 2008-2010 гг. в США с 2011-го ожидается рост спроса на гибриды. При этом падение спроса в период экономической нестабильности эксперты объясняют кризисными ожиданиями покупателей, рассчитывавших, что нефтяные цены останутся на низком уровне. Но эти прогнозы не оправдались, и появились новые модели гибридов, отвечающие запросам потребителей. Кроме того, возрастают экологические требования государств к выхлопам машин. Так, в Лондоне после 2012 г. половина автобусного парка будет работать на гибридных двигателях. Одна Toyota запускает к 2012 г. 11 новых и рестайлинговых моделей и рассчитывает продавать в год 1 млн. гибридов (компания в 2010-м продала всего около 8,3 млн. авто). Для сравнения: в начале «нулевых» годов Toyota полагала, что к 2012 г. перейдет на выпуск исключительно гибридов. Теперь аналогичные планы переносятся на 2020 год.
Максим Логвинов, Компания
iPhone «на колёсах»
Европлан: грузовики Mitsubishi Fuso с выгодой до 29%
Расширение модельного ряда
RENAULT KWID – НОВОЕ ВИДЕНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ А-КЛАССА
АВИЛОН официальный партнер чемпионата России по кольцевым гонкам
Mitsubishi открыла интернет-магазины оригинальных запчастей и аксессуаров
Выгодные кредитные условия на Mitsubishi Pajero Sport в мае
Надежность измеряется будущим
АО МС Банк Рус снижает кредитные ставки и запускает новый кредитный продукт
Росавтодор оштрафовал дорожных строителей более чем на 500 млн рублей
Мitsubishi Motors Corporation показала рекордную прибыль по итогам продаж за 2014 финансовый год
АВИЛОН вручил победительнице конкурса «Мисс Россия 2015» ключи от Hyundai Solaris
BRIDGESTONE. ЭКОНОМИЯ ТОПЛИВА КИЛОМЕТР ЗА КИЛОМЕТРОМ
Электромобили Mitsubishi i-MiEV будут работать парконами в Москве
Во Владикавказе открылся первый дилерский центр Mitsubishi – «Алания Авто»