Молодеющая «вторичка»

За 2010 год подержанные машины в России выросли в цене на 55,1%. Средняя цена подержанной машины по рынку в период с января по декабрь выросла с 465 599 рублей до 722 073 рублей. Отраслевые эксперты говорят, что снижения стоимости в этом году ждать не стоит.

Отмечается, что такой сверхъестественный (в 6 с лишним раз превышающий зафиксированную Росстатом инфляцию) рост произошел по причине увеличения доли премиального сегмента и уменьшения среднего возраста предлагаемых на рынке машин.

Наименьший рост зафиксирован в возрастном сегменте «до трех лет» — только 13,5%. «Это говорит о том, что спрос на свежие, но подержанные автомобили невысок — большинство людей предпочитает добавить еще немного и купить пусть менее престижный, но все-таки новый автомобиль», — такие выводы делают аналитики. Зато максимальный рост зафиксирован в люксовом сегменте — 43%.

Ведущий аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Олег Душин отметил, что в 2011 году продолжится программа утилизации, действие которой сокращает спрос на подержанные машины «первой» свежести (1-3 года), поскольку приобретатели сертификата должны покупать новые авто. «Однако завершение программы утилизации правительством планируется в 2011 году, поэтому развитие тенденций этого года как раз зависит от ее судьбы. По окончании программы спрос на молодые подержанные автомобили сразу же возрастет», — отметил он. По его мнению, действие импортных пошлин на иномарки сдвигает часть вторичного спроса на машины в область премиум-класса по мере экономического восстановления и роста доходов населения.

Эксперты не ожидают падения цен на бэушные автомобили. По мнению директора по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал» Владимира Брагина, стоимость подержанных автомобилей является производной от стоимости новых и частоты, с которой люди привыкли менять технику. Вряд ли при росте цен на новые автомобили стоимость подержанных будет снижаться. Он не сомневается, что по мере роста благосостояния населения РФ люксовый сегмент скорее всего продолжит расти.

«В стране идет рост цен, поэтому если ждать их падения, то только по каким-то отдельным позициям», — предположил Олег Душин. По его расчетам, если пытаться прикинуть рост цен в первом полугодии, то получится 5%, максимум — 10%. «Ожидается неопределенная ситуация во втором полугодии, когда из-за исчерпания программы утилизации средняя цена подержанного авто может упасть, а доля люксового сегмента в продажах начнет снижаться», — сказал он.

Годовое изменение средних цен на вторичном авторынке России

2010г. Январь Декабрь Разница

0-3 года 805 815 914 642 13,5%

3-5 лет 538 044 678 828 26,2%

5-7 лет 422 426 545 299 29,1%

7-10 лет 302 181 398 512 31,9%

2010г. Январь Декабрь Разница

Российские 136 373 184 721 35,5%

Китайские 266 518 369 748 38,7%

Бюджетные 426 679 583 743 36,8%

Средний класс 663 095 795 301 19,9%

Премиальные 1173656 1488353 26,8%

Люксовые 2555856 3653756 43,0%

Екатерина Богомолова, Известия