Стоп-сигнал








Официально

Официально
Минэкономразвития рекомендует поторопиться иностранным концернам с принятием решения о промышленной сборке автокомпонентов в России. Потому что льготные условия, которые они получили, благодаря постановлению правительства о промышленной сборке, закончатся.



Как заявил замдиректора Департамента по инвестиционной политике минэкономразвития Дмитрий Левченко, в связи с присоединением России к ВТО министерство определило для себя крайний срок заключения такого рода соглашений, до 30 октября, сообщает Интерфакс.


Весной 2005 года правительство приняло постановление о промышленной сборке, которое позволяет компаниям, заключившим инвестсоглашение и занятым промышленной сборкой автомобилей, беспошлинно или с 3-процентной ставкой ввозить в Россию импортные комплектующие. Иначе пошлина составляет 15%. Предельный срок отверточной сборки для такого проекта — 2,5 года. Потом инвестор обязан либо локализовать производство комплектующих, либо отказаться от льготного режима их ввоза.


В 2006 году такие же льготы получили и производители автокомпонентов. После чего, как отмечают многие эксперты, в России начался автомобильный бум.


По нормам ВТО размер этих льгот должен уменьшиться, иначе у производителей будут неравные условия. Однако те компании, которые успеют заключить соглашения по промсборке в России, смогут до конца его действия пользоваться льготными условиями.


Всего, по словам Левченко, министерство планирует подписать около 15 соглашений, хотя изначально рассматривалось около 50 проектов. На сегодняшний день уже заключены договора со многими иностранными компаниями, среди которых Volkswagen, Nissan, Suzuki, Ford, Toyota General Motors, Peugeot-Citroen. Самое крупное инвестиционное соглашение по промсборке автокомпонентов подписано с канадским концерном Magna. Это крупнейший в мире производитель комплектующих, который планирует построить у нас 4 завода — в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Калуге и Самарской области. Кроме того, минэкономразвития ведет переговоры с американской компанией Johnsons, также занимающейся производством автокомпонентов. Из автомобильных концернов на очереди стоит подписание соглашений о промсборке с Mitsubishi и Hyundai. В настоящее время данные компании определяются с площадкой для строительства своих предприятий.


Единственные, чья судьба повисла в воздухе, — это китайцы. На данный момент рассматривается только заявка компании Great WalI. От других подобных проектов из Поднебесной наши чиновники уже отказались, причем, по оценкам экспертов, инвестиции китайцев могли бы составить более S380 млн. Скорее всего, и этот последний проект тоже зарубят. Сейчас он согласовывается с минпромэнерго, которое, по некоторым данным, выступает против.


Официальная версия чиновников — китайские автомобили не соответствуют требованиям безопасности, поэтому Европа и США уже запретили их продажу у себя. Однако многие эксперты уверены, что истинная причина отказа от китайского производителя в другом. Если мы пустим китайцев на свой рынок, наш отечественный автопром будет окончательно обречен. Он и так уже еле дышит, не справляясь с конкуренцией корейцев и японцев. Оптимистичный же прогноз, который еще недавно давали аналитики, что наши граждане не будут покупать китайские машины, якобы это не престижно, не оправдался.


Сегодня по данным департамента автомобилей Китайской экспортно-импортной палаты машинотехнической продукции, Россия по итогам первого полугодия 2007 года заняла первое место среди стран-импортеров китайских автомобилей. А Китай, по данным статистики, экспортирует свои автомобили в настоящий момент в 177 стран мира. По результатам первого полугодия к нам было вывезено в 5,8 раза больше автомобилей, чем в прошлом году, сумма этой продукции составила 450 миллионов долларов. Всего к нам уже поставлено 38,6 тысячи автомобилей, и это только за полгода. Кстати, данные за половину 2007 года уже превзошли показатели всего 2006 года.


«Корейцы», к которым еще совсем недавно было такое же отношение, как и к «китайцам», за последнее время выросли в цене. Если раньше автомобиль корейского производства можно было купить до $15 тысяч, теперь цена варьирует от $17 до $25 тысяч.


Цена на отечественные машины тоже растет, а качество и дизайн с оснащением оставляет желать лучшего. Так что многие российские граждане, которые пока не имеют средств на покупку дорогих машин, все больше смотрят на китайскую продукцию. У авто из Китая и мощность больше, и дизайн практически скопирован с ведущих иностранных автомобильных концернов, и дополнительных опций на порядок больше, а цена меньше.


Пустив на наш рынок такое количество иностранных автопроизводителей, которые, по оценкам экспертов, смогут изготавливать в России ежегодно до 2 млн. автомобилей, мы подписали ему смертный приговор. Даже если мы на время уберем китайцев с рынка, у нас останутся Volkswagen, Peugeot, Toyota, Hyundai, Renault, которые намерены выпускать в ближайшее время для развивающихся стран вроде нашей дешевые автомобили эконом-класса по $7-10 тысяч.





Юлия Васильева, Российская Бизнес-газета