Тойоту тянет на Дальний Восток

Toyota Motor планирует вместе с «Соллерсом» и Mitsui организовать производство автомобилей на Дальнем Востоке, передало агентство Kyodo News.

Производство может быть организовано на заводе «Соллерса» во Владивостоке, который был запущен в конце 2009 г. Сейчас там собираются кроссоверы SsangYong. Для этого мощности завода, которые сейчас составляют 25 000 автомобилей в год, планируется расширить. Во Владивостоке будет собираться единственная модель Toyota, это будет кроссовер. Объем производства — 30 000 машин ежегодно.

Toyota будет поставлять автокомпоненты из Японии, а Mitsui организует перевозку автомобилей из Владивостока в другие регионы. Mitsui в числе прочего занимается в России логистикой, пять лет назад она выиграла конкурс Toyota Motor Manufacturing Russia на поставку комплектующих для петербургского завода Toyota, а также владеет двумя дилерскими центрами Toyota и Lexus. Решение по проекту компании-участники планируют принять в течение месяца, тогда же будут определены доли участия в нем. Инвестиции в строительство завода оцениваются в несколько десятков миллионов долларов, пишет Nikkei.

Чиновник одного из федеральных министерств, курирующих автопром, сказал, что «Соллерс» и Toyota уже обратились за расширением соглашения о промсборке для этого проекта. Партнеры будут производить автомобили в режиме крупноузловой сборки, но со временем должны будут перейти на производство полного цикла со сваркой и окраской кузовов, как этого требуют правила промсборки, говорит он.

По данным Ассоциации европейского бизнеса (AEB) в прошлом году японская Toyota продала на российском рынке 79,3 тыс. автомобилей, что на 15% больше, чем в 2009 году. Собранные во Владивостоке кроссоверы Toyota планируется продавать исключительно на российской территории, а их поставки будут осуществляться через Транссибирскую магистраль. Японские автомобили хорошо знакомы жителям Дальнего Востока, подержанные праворульные «японки» составляют основу местного автопарка. До кризиса их импорт исчислялся сотнями тысяч в год, однако после повышения пошлин в начале 2009 года ввоз подержанных автомобилей сократился в восемь раз.

По мнению директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова, у Sollers и Mitsui одинаковые интересы. «Российская компания должна развивать свое предприятие на Дальнем Востоке, а Mitsui должны развиваться на российском рынке. При этом Sollers предоставит площадку, Toyota — лицензию и технологии, а Mitsui может выступить в роли интегратора и логиста», — рассуждает эксперт.

«Соллерс» сотрудничает с несколькими иностранными автопроизводителями: компания выпускает кроссоверы SsangYong, грузовики Isuzu и легковые и легкие коммерческие автомобили Fiat. С последней российский автопроизводитель готовит создание СП, которое займется сборкой не менее 300 000 легковых Fiat, о котором было объявлено год назад.

Решение производить кроссовер на Дальнем Востоке логично. Значительная часть машин наверняка будет продаваться в этом регионе, а там доля SUV в парке заметно выше среднероссийских 20%, отмечает директор российского представительства JATO Dynamics Владимир Видулов. Скорее всего, Toyota начнет во Владивостоке производство RAV4, полагает Видулов. Это не только самый продаваемый кроссовер Toyota, но и вообще самая популярная модель компании в России. Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи RAV4 в 2010 г. выросли на 80% до 16 479 штук.

Ирина Дробышева, Российская газета