В Париже глава альянса Renault-Nissan Карлос Гон представил стратегию развития Renault до 2016 года. В плане под названием «Drive the Change» одно из ключевых мест отведено рынку России.
Уже к 2013 году он станет четвертым по значимости для Renault после Франции, Бразилии и Германии (сейчас Россия лишь девятая, объем продаж Renault за 2010 год — 96 тыс. машин). К 2016 году альянс Renault-Nissan-АвтоВАЗ должен занять не менее 40% рынка не только России, но и в целом стран СНГ, уточнил глава российского офиса Renault Бруно Анселен. К этому времени, по его прогнозам, на упомянутых рынках будет продаваться порядка 4 млн. машин в год, то есть трехсторонний альянс (с учетом бренда Lada) должен производить не менее 1,6 млн. машин в год.
Таких мощностей у Renault-Nissan-АвтоВАЗ в России сегодня нет, признал г-н Анселен. АвтоВАЗ способен выпускать до 900 тыс. машин, завод Renault в Москве — 160 тыс. машин, а Nissan в Петербурге — 40 тыс. машин. Впрочем, оговорился Бруно Анселен, эти цифры пока не учитывают мощности автозавода «ИжАВТО», который в интересах Renault-Nissan вскоре должен быть куплен АвтоВАЗом (более на 200 тыс. машин). Но даже с учетом этого предприятия остается дефицит мощностей на уровне 200-300 тыс. в год.
Теоретически АвтоВАЗ можно «разогнать» до 1-1,1 млн. машин в год за счет оптимизации производственных процессов, отметил г-н Анселен. Но в целом же вопрос о том, где альянс возьмет недостающие мощности, остается пока открытым.
Подобные громкие заявления альянс делал только до кризиса. Правда, тогда топ-менеджмент Renault-Nissan не признавал, что заинтересован в интенсивном наращивании мощностей, в том числе за счет их возможных покупок на территории СНГ, и за него эти планы обнародовало руководство АвтоВАЗа. Следуя этой логике, завод даже приобрел 25% акций сборочного предприятия «Азия-Авто» в Казахстане, но масштабных проектов на нем запущено не было. Пока Renault намерен развивать свою площадку в Москве (к 2013 году на ней будет выпускаться минимум шесть моделей), а также, возможно, запустить производство на «ИжАВТО», отметил г-н Анселен.
В то же время владение АвтоВАЗом до сих пор приносит Renault убытки: в 2010 году это €21 млн. (высчитано с сентября 2009 года по сентябрь 2010 года, поскольку АвтоВАЗ отчитывается за год на квартал позже Renault). Однако альянс это не смущает. Карлос Гон заявил, что приоритет для Renault в случае с АвтоВАЗом — это «не финансовые показатели, а возможность производственной кооперации». Г-н Анселен добавил, что важнее всего до конца этого года начать тестовое производство моделей на базе В0 на АвтоВАЗе (универсала и коммерческого фургона).
По словам источников, такая позиция означает, что в целом покупка контроля в АвтоВАЗе — «далеко не первый приоритет для альянса». Renault-Nissan способен запустить производственные проекты как на АвтоВАЗе, так и на «ИжАВТО» и без покупки 51% акций завода. Проекту на АвтоВАЗе уже дан старт (оборудование начнет монтироваться через несколько недель), а «ИжАВТО» без поддержки Renault-Nissan остановится. АвтоВАЗ признавал, что с начала 2012 года прекратит поставлять «ИжАВТО» машинокомплекты для выпуска «классики», чтобы она не конкурировала с другими моделями Lada. Помимо моделей Renault-Nissan, альтернативы «классики» у «ИжАВТО» нет. Сделка по продаже контроля в АвтоВАЗе нужнее инвесткомпании «Тройка Диалог» (владеет блокпакетом завода), соглашается Михаил Пак из ИК «Атон», но Renault-Nissan «наверняка ее совершит, рано или поздно». Карлос Гон заметил, что переговоры могут быть окончены уже в этом году.
Дмитрий Беликов, Коммерсантъ