Группа ГАЗ сообщила, что договорилась с американской GM о контрактной сборке с лета 2012 года на мощностях Горьковского автозавода до 30 тыс. автомобилей Chevrolet Aveo в год. Aveo будет выпускаться в двух кузовах — хетчбэк и седан, последовательно представленных на Парижском и Детройтском автосалонах в 2010-2011 годах. Будущая цена на Aveo российской сборки не называется.
Это первый проект ГАЗа, анонсированный после того, как группа фактически закрыла производство легковых автомобилей. В конце 2010 года ГАЗ объявил об остановке выпуска седана Volga Siber. Теперь линия Siber будет выпускать Aveo, чтобы, как пояснил президент группы ГАЗ Бу Андерссон, «более эффективно использовать инвестиции, вложенные в легковое производство» — в покупку этих линий ГАЗ вложил не менее $150 млн.
Но сборка Aveo все равно не загрузит линию, мощность которой, по данным ГАЗа, превышает 100 тыс. машин в год. Кроме того, за счет низкорентабельной контрактной сборки окупить затраты на организацию производства трудно. ГАЗ не скрывает, что заинтересован в расширении модельного ряда легковых машин. Бу Андерссон пояснил, что группа договаривается и о сборке моделей VW. Но сейчас переговоры затормозились, говорят источники, близкие к VW и группе ГАЗ.
Причина в ужесточении условий промсборки автомобилей в России. Резиденты режима имеют право ввозить компоненты для выпуска автомобилей с минимальными (0-5%) таможенными пошлинами, и VW был заинтересован в сборке своих моделей на ГАЗе в рамках режима. Но теперь требования по локализации производства в рамках промсборки ужесточены. В частности, ограничен объем отверточной сборки на уровне 5% от мощностей.
В январе VW, альянс Renault-Nissan (партнер АвтоВАЗа) и Fiat (партнер ОАО «Соллерс») попытались оспорить это ограничение, а также ряд других требований в аппарате правительства, написав туда несколько писем, рассказывают источники. Но приказ о введении новой промсборки Минюст зарегистрировал, говорят источники, и «VW пока не понимает, стоит ли вообще запускать проект на ГАЗе».
Будет ли ГАЗ добиваться льгот в рамках режима промсборки под проект с Aveo, в группе не говорят. У группы уже есть соглашение о промсборке на старых условиях под выпуск Siber, но право отверточной сборки ГАЗ по нему уже утратил. Таможенные льготы на импорт компонентов по действующему соглашению истекают в 2015 году. Если ГАЗ захочет воспользоваться действующими льготами для выпуска Aveo, «теоретически можно внести соответствующие поправки в заключенное соглашение», говорит один из чиновников. Если же группа захочет получить льготы до 2020 года и право отверточной сборки машин до 2015 года, придется брать на себя повышенные обязательства по локализации, в частности создавать вместе с GM или VW альянс, способный выпускать до 350 тыс. машин в год.
Второй вариант более логичен, полагает Иван Бончев из Ernst & Young, потому что VW уже создал в Калуге производство на 150 тыс. машин в год, и линия Siber добавит к этому объему еще как минимум 100 тыс. машин. Вопрос в том, удастся ли договориться группе ГАЗ с VW. Времени на переговоры осталось не больше месяца, потому что срок подписания соглашений о промсборке ограничен, отмечает Михаил Пак из ИК «Атон». Возможность заключения соглашения сохранится, уточняет один из чиновников, но только если VW и ГАЗ договорятся хотя бы принципиально и подпишут с министерствами меморандум о работе по «новой» промсборке в будущем.
Теоретически, отмечает Иван Бончев, стратегическим партнером ГАЗа может стать GM, уже имеющая завод в Петербурге мощностью 75 тыс. автомобилей в год. Но эксперт сомневается, что проект с GM сможет заменить партнерство с VW.
Кроме того, корейскому концерну Hyundai-Kia, который потерял свое место на «ИжАВТО», также предложили в качестве партнера группу ГАЗ. Источник, знакомый с ситуацией, рассказывал, что «места хватит всем».
Дмитрий Беликов, Коммерсантъ