Цена звенит металлом

«Соллерс» подписал договор с «Северсталью» о поставках автолиста в 2011 г., сообщили обе компании.

«Соллерсу» пришлось согласиться на условия «Северстали», утверждают сотрудник одного из автопроизводителей и чиновник, участвующий в разрешении спора между металлургами и автозаводами. По его словам, компания все равно считает несправедливыми условия соглашения, однако была вынуждена подписать контракт, чтобы возобновить работу УАЗа. «Соллерсу» придется поднять цены на машины, поскольку некоторые модели уже производятся с отрицательной рентабельностью, признал представитель группы. Каким будет повышение, он не сказал.

Выбор у «Соллерса» невелик: основные поставщики автолиста на российский рынок — «Северсталь» и ММК, говорит аналитик UniCredit Securities Марат Габитов. А рост цен в России в целом совпадает с динамикой мировых, указывает он. Остальным автопроизводителям, скорее всего, также придется согласиться на предлагаемые условия, считает эксперт.

В «Соллерс» признают, что вынуждены были согласиться на требуемый металлургами рост цен. «Северсталь» добивалась их увеличения на 20%. В «Соллерс» уточнили, что все равно не согласны с повышением, потому что оно противоречит утвержденной методике пересмотра цен (при изменении индексов рыночных цен на сталь более чем на 20% стоимость контракта с УАЗом также пересматривается). На условия «Северстали» УАЗ пошел только потому, что из-за конфликта с металлургами остановил конвейер УАЗа. Чтобы восстановить производство, завод должен наполнить конвейер необходимым объемом металла, говорит источник в «Соллерс». В среднем УАЗ покупает 45-47 тыс. тонн проката в год, то есть 3,7-4 тыс. тонн металла в месяц.

УАЗ стал первым российским автозаводом, который проиграл в очередном (уже третьем с начала 2008 года) ценовом конфликте с меткомбинатами. С «Северсталью» также спорит о ценах АвтоВАЗ, который, чтобы не останавливать производство в феврале, вынужден был согласиться на рост цен на 30% на месяц. На АвтоВАЗе сказали, что по-прежнему рассчитывают на «разумный компромисс» с «Северсталью» (с другим поставщиком, Магнитогорским меткомбинатом, завод договорился еще в декабре). В группе ГАЗ и КАМАЗе также продолжают переговоры с металлургами.

Ожидание автозаводов может быть оправданным. По словам нескольких автопроизводителей, вице-премьер Игорь Сечин намерен провести с ними и металлургами совещание по поводу удорожания проката. УАЗ не смог дождаться итогов совещания, поскольку начинать загрузку склада металлом нужно уже сейчас, поясняет источник на заводе. На совещании «Соллерс» будет выступать лишь за то, чтобы в следующих ценовых конфликтах с металлургами «регулирующие органы, например ФАС, работали оперативнее». «Соллерс» и АвтоВАЗ обращались в конце ноября в ФАС с жалобой на «Северсталь», но в январе служба заявила, что претензий к компании у нее нет. Прежние конфликты автозаводов с металлургами, к которым также подключался Игорь Сечин, заканчивались победой металлургов.

Как пояснили в «Соллерс», рост цен на металл «крайне тяжело отразился на экономике производства отдельных моделей УАЗа». То есть их производство стало убыточным, поясняет источник в компании, и это не может не привести к росту цен на автомобили. Каких моделей коснется удорожание, он не уточнил. Всего в 2010 году в России продано 49 тыс. машин УАЗ, и больше половины пришлось на «буханку» (от 300 тыс. руб.). Остальной объем продаж примерно поровну делят внедорожники UAZ Hunter (12,3 тыс.) и семейство новых UAZ Patriot (12,7 тыс.). Очевидно, что «буханка» — это самый низкомаржинальный продукт, но, наверное, компенсировать низкую цену можно большим объемом ее продаж, отмечает Иван Бончев из Ernst & Young. По его мнению, нерентабельным оказалось производство UAZ Hunter.

В «Северстали» уверяют, что рост цен на прокат на 20% приводит к удорожанию автомобилей не более чем на 1%. Возможно, что повышение цен на UAZ будет в итоге выше, но «Соллерс» наверняка постарается равномерно распределить это повышение по всему модельному ряду УАЗа, чтобы избежать падений продаж, поясняет господин Бончев. Рентабельность по EBITDA «Соллерс» в кризисном 2009 году была минимальной (0,7%). Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» полагает, что если повышение цен на сталь и скажется на рентабельности «Соллерс», то незначительно, потому что российский авторынок растет.

Виктория Чернышева, Российская газета