Немецкий химический концерн BASF начал активно инвестировать в разработку технологий для электромобилей, считая это направление одним из наиболее перспективных.
Отраслевые эксперты положительно оценивают активность BASF на новом технологическом рынке. «Рынок электромобильных технологий пока что относительно открыт. Это значит, что тот, кто вовремя сможет позиционировать себя на нем с хорошими продуктами, обеспечит себе успех на долгое время. Оценивая BASF, можно исходить из того, что в формирующейся области электромобильных технологий, где норма прибыли очень сильно зависит от емкости производимых аккумуляторов, BASF сможет стать важным игроком», — сказал аналитик Свен Киррманн из отраслевой организации eMobilitat. По его же мнению, инвестиции BASF все-таки стоит рассматривать как пробный шар. «Эти инвестиции, конечно, разумны, поскольку электромобили станут одним из мегатрендов ближайшего десятилетия. Однако при полуторамиллиардном исследовательском бюджете инвестиции в несколько сотен миллионов в течение ближайших пяти лет не назовешь очень уж большими. С общеэкономической точки зрения эта сумма явно недостаточна — и все-таки можно только приветствовать, что BASF, а также ряд других компаний подают хороший пример. Надеюсь, что другие компании тоже встанут на этот путь», — сказал г-н Киррманн.
Крупнейшим конкретным проектом в рамках планируемых инвестиций BASF станет вложение более 50 млн. долларов в строительство линии по производству материалов для автомобильных батарей в американском городе Элирия, штат Огайо. Завод, получивший также субсидии объемом 24,6 млн. долларов от американского министерства энергетики, начнет работу в 2012 году. Его продукция — катодные материалы — должна быть востребована производителями литий-ионных батарей для гибридных автомобилей и автомобилей с исключительно электрическим приводом.
Американский рынок сегодня весьма привлекателен для компаний, работающих в области электромобильных технологий. Правительственные субсидии и большая емкость рынка приводят к тому, что в стране возникают настоящие кластеры электромобильной промышленности — от производства сырья до конечных линий сборки. «Сейчас в США стимулируется как потребление технологии (через субсидии покупателям), так и производство (через субсидии компаниям-производителям). Совершенно неудивительно, что в индексе EVI, созданном совместно немецким журналом WirtschaftsWoche и консалтинговым агентством McKinsey, США получили первое место в области электромобильных технологий», — комментирует Свен Киррманн. Напомним, что только одна японская Nissan планирует производить на заводе в Смирне, штат Теннеси, 160 тыс. электроавтомобилей и 200 тыс. батарей в год.
Строительство завода в Элирии — это очевидная попытка BASF встроиться в создающийся в США электромобильный кластер и заполнить нишу производителя сырья для батарей раньше, чем это сделают другие компании. «Типичная инвестиция в пятьдесят миллионов долларов дает на выходе завод катодных материалов, способный производить до двух тысяч тонн материалов в год — это сырье примерно соответствует потребностям производства 60 тысяч батарей для электромобилей. Сегодня известно, что производители катодных материалов планируют увеличить свои производственные мощности на 75% к 2015 году. Это требует инвестиций примерно в 750 миллионов долларов. С этой точки зрения планируемые инвестиции BASF в несколько сотен миллионов евро представляются разумными», — сказал «Эксперту» партнер Roland Berger Strategy Consultants Вольфганг Бернхарт.
По его мнению, несмотря на то что BASF — новый игрок в этой сфере, шансы концерна стать одним из лидеров отрасли очень велики.
Вторым важным направлением инвестиций BASF в области электромобильных технологий будет финансирование разработки материалов батарей, рассказали в BASF. Речь идет о научных центрах концерна в немецких Людвигсхафене и Карлсруэ, а также в американском Бичвуде, штат Огайо. «Исследовательская сеть, которой располагает BASF для работ в области батарей, в первую очередь будет заниматься доводкой литий-серной технологии. Литий-воздушная технология пока что требует слишком много фундаментальных исследований», — сказал «Эксперту» Кристиан Бёме. Литий-серная технология обещает существенно повысить емкость аккумуляторов и в перспективе дать электромобилям возможность проезжать на одной зарядке до 800 км вместо сегодняшних 150-200.
Эксперты, однако, сдержанно относятся к перспективам технологического прорыва в отрасли.
Сергей Сумленный, Эксперт