В будущем на российском автомобильном рынке останется 1-2 серьезных игрока, в чей капитал будут входить иностранные компании.
Одним из таких «монстров» станет флагман отечественного автопрома — тольяттинский АвтоВАЗ, который в прошлом году буквально вытянул на себе всю отрасль. С его конвейера сошло 545,5 тысячи автомобилей, что составляет 45,1% производства всех легковушек в стране. Иностранный партнер автогиганта — Renault — доволен тем, как обстоят дела на рынке, и явно не прочь увеличить долю в АвтоВАЗе. Кроме того, у АвтоВАЗа имеются планы на сторонние компании.
Речь в первую очередь идет о многострадальном ИжАвто. АвтоВАЗ уже объявил, что в июне этого года приобретет контрольный пакет «Объединенной автомобильной группы» (ОАГ), управляющей Ижевским заводом, а к концу года — 100% акций. Надо сказать, что к этому давно все шло.
До кризиса ИжАвто успешно развивался. При прежнем собственнике — самарской Группе СОК — он первым из российских автозаводов перешел на режим промсборки, заключив договор с Kia Motors. Современное предприятие выпускало до 100 тыс. автомобилей в год, включая популярные Kia Spectra и Kia Rio. Но собственники ИжАвто уже тогда рассчитывали объединить удмуртское предприятие с АвтоВАЗом и в 2007 году инициировали продажу. В 2008 году АвтоВАЗ объявил о сделке, уже одобренной ФАС, как о решенном вопросе. Тогда ИжАвто свернул сотрудничество с Kia, поскольку новый собственник был ориентирован на французский концерн. Но грянул кризис, АвтоВАЗ отказался от сделки. А ИжАвто стал единственным градообразующим автопредприятием, которое не получило господдержки. (Ведь ИжАвто должен был стать частью АвтоВАЗа и получить помощь в «общем пакете».) Еще год бывшие собственники удерживали остановившийся завод на плаву. Но помощь так и не подошла, и собственники продали акции завода его же менеджменту. А недавно силовики сообщили о возбуждении в отношении прежних собственников и менеджмента ИжАвто дела по факту преднамеренного банкротства завода и вывода активов на 7 млрд. рублей. Эксперты, впрочем, сомневаются: зачем «топить» завод, вложив в него более $400 млн.
В любом случае теперь актив достанется АвтоВАЗу и станет памятником тому, что без господдержки даже успешный бизнес едва ли может пережить кризис.
Алексей Аронов, Известия (Москва)