Российский рынок автокредитования восстанавливается после кризиса — в 2011 году при финансовой поддержке банков может быть продана почти такая же доля авто, как и 3 года назад. Средние ставки по автокредитам снизились до 13% годовых.
По данным исследования Русфинанс Банка, доля кредитных продаж на рынке новых автомобилей в 2010 году увеличилась до 32% против падения до 25% в кризисном 2009-м. Плюс, в прошлом году на вторичном авторынке в кредит было куплено 11,4% машин. Таким образом, доля авто, купленных в кредит, быстро восстанавливается до докризисных значений, но еще не достигла пика 2008 года, когда она составляла 46%.
Между тем, структура рынка автокредитования уже вернулась к докризисной. Как отмечает начальник отдела разработки продуктов Русфинанс Банка Алексей Бессонов, в 2009 году более половины автокредитов (52%) выдали Сбербанк и Русфинанс Банк, а в прошлом году доля двух этих банков снизилась до 37%, то есть к докризисному уровню 2008 года.
«Дело в том, что в 2009 году Сбербанк смог значительно увеличить свою долю до примерно 35% за счет участия в госпрограмме льготного автокредитования, начавшейся в марте. Большинство же банков, включая Русфинанс Банк, смогли присоединиться к программе лишь к концу 2009 года», — пояснил снижение доли двух этих банков Алексей Бессонов.
Возвращаются к докризисному уровню и ставки по кредитам. Если до начала кризиса в 2008 году банки выдавали автокредиты под 15-16%, то сейчас процентные ставки в среднем по рынку приближаются к 13-16%. Бессонов считает, что снижение кредитных ставок в 2011 году продолжится, но не более чем на 1-2 процентных пункта, после чего они стабилизируются. «Вместе с тем банки активизируют программы лояльности клиентов, развивают дополнительные сервисы, переходят на экспресс-кредитование, сокращают сроки принятия решения вплоть до 2 дней, а также увеличивают сроки погашения кредитов до 7 лет», — говорит эксперт.
С ним согласен коммерческий директор по автокредитованию БНП Париба Виталий Пыхтин. «Мы ожидаем некоторого снижения средних процентных ставок на рынке, но кардинальных изменений мы не предполагаем», — заявил он.
Согласно предварительным оценкам, из примерно 1,9 млн. купленных в 2010 году новых авто, почти 10% было приобретено с помощью льготных кредитов. По мнению аналитика ИК «Капитал Инвест» Сергея Ковальцева, с одной стороны, программа льготного кредитования показала свой положительный эффект, но одновременно она становится слишком накладной для государства. Поэтому эксперт предполагает, что с 2012 года программа льготного автокредитования может несколько измениться.
Алексей Бессонов считает, что отмена программы льготного автокредитования приведет к снижению этого рынка примерно на 5%. Однако в целом доля кредитных машин будет расти с каждым годом, и, согласно прогнозу Русфинанс Банка, к 2015 году достигнет максимального значения в 60% на первичном авторынке, и 30% — на вторичном.
Но пока все остается на своих местах. В декабре правительство продлило программу на 2011 год, оставив неизменными ее условия (в частности, минимальная величина предоплаты за приобретаемые автомобили составляет 15% от их стоимости, а максимальная стоимость авто — 600 тысяч рублей). Из федерального бюджета на эти цели выделено 2,7 млрд. рублей, которыми предполагается профинансировать 150 тысяч кредитов. По данным Минпромторга, сейчас в программе льготного кредитования участвуют 114 банков.
Некоторые из них существенно активизировались в этом сегменте. «Автокредитный портфель у нас вырос в 10 раз по объему выданных кредитов в 2010 по сравнению с 2009 годом и на конец года составил более 4,5 млрд. рублей», — заявил Виталий Пыхтин.
По его мнению, в 2011 году будут происходить количественные и качественные изменения на рынке кредитования. «Доля кредитных машин составит не менее 40% в общем объеме продаваемых новых легковых автомобилей, в том числе благодаря ослаблению критериев оценки и требований к потенциальным заемщикам», — прогнозирует менеджер. Он также добавил, что в настоящее время средний размер кредита БНП Париба составляет 430 тысяч рублей при сроке до 48 месяцев, а в портфеле банка есть кредиты, предоставленные по ставке ниже 13%, в том числе в рамках программы промо-продуктов и госпрограммы автокредитования.
Замруководителя компании «Автоброкер плюс» Геннадий Королев прогнозирует, что в ближайшие несколько лет серьезную конкуренцию государственному льготному автокредитованию составят программы кредитования зарубежных автопроизводителей. Кредиты под очень низкий процент можно будет получить в корпоративных банках самих зарубежных автокомпаний. Сейчас эти кредитные организации начинают проводить агрессивную экспансию в регионы, а значит, можно ожидать, что их программы потеснят все остальные.
Так, 25 ноября прошлого года в России официально начал работу Фольксваген Банк, который считается крупнейшим в Европе «автомобильным» банком. Причем Фольксваген Банк — далеко не первая финансовая «дочка» зарубежных автоконцернов, работающая в России. Пионером три года назад стала Toyota, затем свои банковские структуры в России открыли Mercedes-Benz, BMW, Mitsubishi, Daimler и Peugeot-Sitroёn. Renault-Nissan также намерен создать в нашей стране «дочку» Renault Credit International Banque.
Алексей Бессонов уверен, что собственные финансовые компании автопроизводителей уже начинают вытеснять универсальные банки с российского рынка автокредитования. По его данным, в 2010 году кэптивные банки выдали около четверти всех автокредитов. А к 2015 году их доля на российском рынке, по прогнозу Русфинанс Банка, вырастет до 50%. По словам эксперта, рост доли кэптивных банков усиливает конкуренцию на рынке автокредитования. В результате, классические банки будут вынуждены обращать внимание на экспресс-кредитование, а экспресс-банки — на рынок подержанных автомобилей.
Алексей Щеглов, BFM.ru