По штуке в руки

Спрос на новые автомобили оживился, но дилеры держат цены на максимально возможном уровне. Такая стратегия позволяет торговцам минимизировать собственные риски и восстановить доходы. В выигрыше остаются производители более дешевых моделей, которые выбились в лидеры рынка.

В предыдущие годы новогодние скидки на машины доходили до 20% от стоимости автомобилей. Особенно урожайным на дисконт выдался 2009 год. Тогда грандиозные акции были связаны с необходимостью распродать огромные стоки. Так, в ноябре и декабре 2009 года Kia C’eed стоимостью около 600 тыс. рублей можно было купить на 10- 50 тыс. рублей дешевле. Скидки на Megane доходили до 115 тыс. рублей (автомобиль стоит около 600 тыс. рублей), на Koleos — до 160 тыс. рублей (около миллиона рублей).

В конце 2010 года на большинство популярных моделей скидок не было. Дисконты предлагали те дилеры, у кого дела идут не слишком хорошо. Например, продажи Suzuki в ноябре упали на 7%, когда рынок вырос на 80%. Поэтому скидки на SX4 доходили до 30 тыс. рублей. Хотя и неудачники отличались жадностью: Subaru, продажи которой шли плохо (в ноябре минус 31%, за 11 месяцев минус 8%), цены перед Новым годом не снижал. Спецпредложения при покупке этих машин сводились к ограниченному количеству пар зимней резины в подарок, а также сертификатом на двухчасовые курсы вождения в Академии скорости (при покупке с 1 по 31 декабря). «В салонах дефицит моделей. Поэтому распродаж почти не было. Те немногие дилеры, у которых наблюдается затоваривание, тоже снижали цены минимально. Они просто устроили завуалированные распродажи, предлагая подарки», — говорит управляющий директор группы компаний «АвтоСпецЦентр» Юрий Слепцов.

Появившийся дефицит машин позволяет производителям и дилерам повышать цены. Если в начале прошлого года новый Renault Logan стоил от 308 до 418 тыс. рублей (в самой дорогой комплектации), то сейчас — 319- 463 тыс. рублей. Chevrolet Captiva год назад можно было купить за 836 600 рублей, сейчас разговор о покупке начинается с цифры 918 600 рублей. Дилеры уверены, что в 2011 году автомобили подорожают минимум на 5%. «Это может быть связано как, например, со стоимостью производства, так и с появлением в продаже новых поколений автомобилей, более технологичных и укомплектованных опциями уже в базовых версиях», — поясняет главный исполнительный директор розничного подразделения «Рольф» Сергей Щербинин.

Аналитики агентства «Автостат» ожидали, что в 2010 году своих покупателей найдут лишь 1,65-1,55 млн. авто. В Ассоциации европейского бизнеса (АЕВ) за год меняли прогнозы целых четыре раза, и каждый раз в сторону увеличения. Сначала в АЕВ полагали, что российский рынок легковых и легких коммерческих машин останется на прошлогоднем уровне (1,46 млн. машин). Когда государство в марте запустило утилизационную программу, эксперты АЕВ повысили прогноз до 1,6 млн. машин. После того как в октябре рынок вырос на 60% по сравнению с предыдущим годом, АЕВ увеличило цифру до 1,8 млн. машин. Когда в ноябре продажи новых машин увеличились на рекордные 80%, ассоциации снова пришлось менять прогноз, уже до 1,9 млн.

Естественно, большинство производителей не успели отреагировать на изменения рыночной ситуации. Уроков из предыдущих лет никто не извлек. В 2010 году иностранные производители не испытывали оптимизма по поводу российского рынка, поэтому перестраховались. Квоты на Россию были сокращены, местные заводы работали не на полную мощность. И во второй половине года на наиболее популярные модели образовались очереди, почти как в докризисный период. Ждать дефицитные машины приходится по два-три месяца, а то и больше. Так, очереди на Renault Logan и Renault Sandero, в зависимости от региона, составляют около трех месяцев. Заказы на VW Polo Sedan в конце года принимались только на лето. «Производители завезли мало машин среднего ценового сегмента. Однако когда они появляются, их сразу не раскупают, и машины складируются. Бюджетные авто расходятся моментально, как только появляются на рынке. Потребителей не отпугивает даже то, что недорогие модели приходится ждать несколько месяцев», — говорит директор Auto-dealer.ru Олег Дацкив. Быстро заставить заводы работать на Россию невозможно. Так, большие объемы машин оттягивает на себя китайский рынок, который в отличие от российского растет, несмотря на мировые катаклизмы.

Неповоротливость основных игроков имела еще одно последствие. В 2010 году продолжилась тенденция смещения спроса в сторону бюджетных машин стоимостью 10 тыс. долларов и чуть выше. В 2004-2005 годах, по данным «Автостата», на автомобили до 10 тыс. долларов приходилось порядка двух третей продаж. Но с каждым годом доля такого товара снижалась, а доля автомобилей в среднем ценовом сегменте увеличивалась. Так, в 2008 году на автомобили стоимостью до 10 тыс. пришлось всего 12% продаж. В основном это были Lada и бюджетные иномарки типа Renault Logan. Повышению спроса на более дорогой товар способствовали растущие доходы и доступность автокредитов. Не удивительно, что, когда в 2009 году оба эти фактора исчезли, а также закрылся импорт подержанных машин, сегмент автомобилей до 10 тыс. долларов сразу вырос до 31%. Продажи машин в этой ценовой категории упали меньше, чем рынок в целом. В 2009 году бюджетному Renault Logan удалось перехватить пальму первенства у Ford Focus, a Lada 4X4 обошла по продажам более дорогую Chevrolet Niva.

В 2010 году этот тренд только усилился благодаря утилизационной программе и программе льготного автокредитования, которые стимулировали в первую очередь продажи в нижнем ценовом сегменте (до 400 тыс. рублей). При выборе бюджетных машин и автомобилей среднего ценового сегмента россияне чаще отдают предпочтение более дешевым моделям и скромным комплектациям. То есть спрос вернулся, но большинство производителей и дилеров к нему не подготовились. Единственное, что они смогли предложить, — воспользоваться искусственным дефицитом на не подвезенные в срок модели и отменить большинство дисконтных программ. То есть, как уже не раз бывало, просто переложили собственный непрофессионализм на потребителей. В результате покупателям пришлось брать более дешевую технику.

«За лидерство на рынке среди иностранных брендов в 2011 году будут бороться Chevrolet (General Motors), Kia и Renault», — замечает руководитель автомобильной практики по России и СНГ Ernst & Young Иван Бончев. Это единственный вариант событий в том случае, если большинство производителей и торговцев снова выберут консервативную стратегию поведения на рынке. Если аналитики компаний действительно ошибутся третий раз подряд, то их работодателям впору задуматься о поиске более профессиональных кадров.

В наступившем году отечественный автомобильный рынок может снова просесть, если закроются госпрограммы субсидирования. Пока программу утилизации продлили лишь на 100 тыс. машин на весь год. Однако в своих прогнозах большинство дилеров этого не учитывают, поскольку боятся прогнозировать, насколько сильно упадут продажи. Чтобы избежать дополнительных рисков, аналитики просто занижают прогнозы роста. В Минпромторге считают, что в 2011 году продажи увеличатся лишь на 10%. По мнению экспертов «Автостата», российский рынок вырастет на 20-25% (до 2,32 млн. штук). В АЕВ ожидают 20-процентный рост. Директор Auto-dealer.ru Олег Дацкив ждет прироста в 15-20%. Многие дилеры предпочитают называть цифры, находящиеся ближе к позиции Минпрома.

Если программа утилизации завершится осенью 2011 года, продажи машин резко упадут. Так, за десять месяцев прошлого года рынок увеличился на 331,8 тыс. автомобилей, но с марта по 22 декабря были выданы все 400 тыс. сертификатов. Несложно посчитать, что без учета программы утилизации годовые продажи могли бы составить не 1,9 млн., а лишь 1,5 млн. автомобилей. Получается, что рынок вырос бы не на 30%, а менее чем на 10%. Так что отмена утилизационных премий может привести к обвалу на 25-30%, как случилось в США или Германии в 2009 году. На реализацию программы в 2011 году в бюджете заложено 5 млрд. рублей. Этих денег хватит, чтобы простимулировать продажи 100 тыс. машин, что в четыре раза меньше, чем в 2010 году. Но в Минпромторге считают, что этого хватит до осени, потому что доля утилизационных продаж в объеме реализации будет постепенно снижаться. Если на пике программы каждый день выдавалось по 2,5-2,8 тыс. утилизационных свидетельств, то на начало декабря уже только 1,2-1,5 тыс. штук, аргументируют в министерстве. К осени 2011 года доля «утилизационных» машин снизится до 7-8% в общих объемах продаж, считают в Минпромторге. По оценкам «Автостата», программа обеспечила порядка 22% автомобильного рынка в России. Однако если ожидания Минпромторга не оправдаются и темпы продаж машин по утилизационным премиям сохранятся на уровне 45-50 тыс. автомобилей в месяц, то действие программы закончится уже весной, а не осенью.

Ольга Самофалова, Однако