Спрос на новые автомобили оживился, но дилеры держат цены на максимально возможном уровне. Такая стратегия позволяет торговцам минимизировать собственные риски и восстановить доходы. В выигрыше остаются производители более дешевых моделей, которые выбились в лидеры рынка.
В предыдущие годы новогодние скидки на машины доходили до 20% от стоимости автомобилей. Особенно урожайным на дисконт выдался 2009 год. Тогда грандиозные акции были связаны с необходимостью распродать огромные стоки. Так, в ноябре и декабре 2009 года Kia C’eed стоимостью около 600 тыс. рублей можно было купить на 10- 50 тыс. рублей дешевле. Скидки на Megane доходили до 115 тыс. рублей (автомобиль стоит около 600 тыс. рублей), на Koleos — до 160 тыс. рублей (около миллиона рублей).
В конце 2010 года на большинство популярных моделей скидок не было. Дисконты предлагали те дилеры, у кого дела идут не слишком хорошо. Например, продажи Suzuki в ноябре упали на 7%, когда рынок вырос на 80%. Поэтому скидки на SX4 доходили до 30 тыс. рублей. Хотя и неудачники отличались жадностью: Subaru, продажи которой шли плохо (в ноябре минус 31%, за 11 месяцев минус 8%), цены перед Новым годом не снижал. Спецпредложения при покупке этих машин сводились к ограниченному количеству пар зимней резины в подарок, а также сертификатом на двухчасовые курсы вождения в Академии скорости (при покупке с 1 по 31 декабря). «В салонах дефицит моделей. Поэтому распродаж почти не было. Те немногие дилеры, у которых наблюдается затоваривание, тоже снижали цены минимально. Они просто устроили завуалированные распродажи, предлагая подарки», — говорит управляющий директор группы компаний «АвтоСпецЦентр» Юрий Слепцов.
Появившийся дефицит машин позволяет производителям и дилерам повышать цены. Если в начале прошлого года новый Renault Logan стоил от 308 до 418 тыс. рублей (в самой дорогой комплектации), то сейчас — 319- 463 тыс. рублей. Chevrolet Captiva год назад можно было купить за 836 600 рублей, сейчас разговор о покупке начинается с цифры 918 600 рублей. Дилеры уверены, что в 2011 году автомобили подорожают минимум на 5%. «Это может быть связано как, например, со стоимостью производства, так и с появлением в продаже новых поколений автомобилей, более технологичных и укомплектованных опциями уже в базовых версиях», — поясняет главный исполнительный директор розничного подразделения «Рольф» Сергей Щербинин.
Аналитики агентства «Автостат» ожидали, что в 2010 году своих покупателей найдут лишь 1,65-1,55 млн. авто. В Ассоциации европейского бизнеса (АЕВ) за год меняли прогнозы целых четыре раза, и каждый раз в сторону увеличения. Сначала в АЕВ полагали, что российский рынок легковых и легких коммерческих машин останется на прошлогоднем уровне (1,46 млн. машин). Когда государство в марте запустило утилизационную программу, эксперты АЕВ повысили прогноз до 1,6 млн. машин. После того как в октябре рынок вырос на 60% по сравнению с предыдущим годом, АЕВ увеличило цифру до 1,8 млн. машин. Когда в ноябре продажи новых машин увеличились на рекордные 80%, ассоциации снова пришлось менять прогноз, уже до 1,9 млн.
Естественно, большинство производителей не успели отреагировать на изменения рыночной ситуации. Уроков из предыдущих лет никто не извлек. В 2010 году иностранные производители не испытывали оптимизма по поводу российского рынка, поэтому перестраховались. Квоты на Россию были сокращены, местные заводы работали не на полную мощность. И во второй половине года на наиболее популярные модели образовались очереди, почти как в докризисный период. Ждать дефицитные машины приходится по два-три месяца, а то и больше. Так, очереди на Renault Logan и Renault Sandero, в зависимости от региона, составляют около трех месяцев. Заказы на VW Polo Sedan в конце года принимались только на лето. «Производители завезли мало машин среднего ценового сегмента. Однако когда они появляются, их сразу не раскупают, и машины складируются. Бюджетные авто расходятся моментально, как только появляются на рынке. Потребителей не отпугивает даже то, что недорогие модели приходится ждать несколько месяцев», — говорит директор Auto-dealer.ru Олег Дацкив. Быстро заставить заводы работать на Россию невозможно. Так, большие объемы машин оттягивает на себя китайский рынок, который в отличие от российского растет, несмотря на мировые катаклизмы.
Неповоротливость основных игроков имела еще одно последствие. В 2010 году продолжилась тенденция смещения спроса в сторону бюджетных машин стоимостью 10 тыс. долларов и чуть выше. В 2004-2005 годах, по данным «Автостата», на автомобили до 10 тыс. долларов приходилось порядка двух третей продаж. Но с каждым годом доля такого товара снижалась, а доля автомобилей в среднем ценовом сегменте увеличивалась. Так, в 2008 году на автомобили стоимостью до 10 тыс. пришлось всего 12% продаж. В основном это были Lada и бюджетные иномарки типа Renault Logan. Повышению спроса на более дорогой товар способствовали растущие доходы и доступность автокредитов. Не удивительно, что, когда в 2009 году оба эти фактора исчезли, а также закрылся импорт подержанных машин, сегмент автомобилей до 10 тыс. долларов сразу вырос до 31%. Продажи машин в этой ценовой категории упали меньше, чем рынок в целом. В 2009 году бюджетному Renault Logan удалось перехватить пальму первенства у Ford Focus, a Lada 4X4 обошла по продажам более дорогую Chevrolet Niva.
В 2010 году этот тренд только усилился благодаря утилизационной программе и программе льготного автокредитования, которые стимулировали в первую очередь продажи в нижнем ценовом сегменте (до 400 тыс. рублей). При выборе бюджетных машин и автомобилей среднего ценового сегмента россияне чаще отдают предпочтение более дешевым моделям и скромным комплектациям. То есть спрос вернулся, но большинство производителей и дилеров к нему не подготовились. Единственное, что они смогли предложить, — воспользоваться искусственным дефицитом на не подвезенные в срок модели и отменить большинство дисконтных программ. То есть, как уже не раз бывало, просто переложили собственный непрофессионализм на потребителей. В результате покупателям пришлось брать более дешевую технику.
«За лидерство на рынке среди иностранных брендов в 2011 году будут бороться Chevrolet (General Motors), Kia и Renault», — замечает руководитель автомобильной практики по России и СНГ Ernst & Young Иван Бончев. Это единственный вариант событий в том случае, если большинство производителей и торговцев снова выберут консервативную стратегию поведения на рынке. Если аналитики компаний действительно ошибутся третий раз подряд, то их работодателям впору задуматься о поиске более профессиональных кадров.
В наступившем году отечественный автомобильный рынок может снова просесть, если закроются госпрограммы субсидирования. Пока программу утилизации продлили лишь на 100 тыс. машин на весь год. Однако в своих прогнозах большинство дилеров этого не учитывают, поскольку боятся прогнозировать, насколько сильно упадут продажи. Чтобы избежать дополнительных рисков, аналитики просто занижают прогнозы роста. В Минпромторге считают, что в 2011 году продажи увеличатся лишь на 10%. По мнению экспертов «Автостата», российский рынок вырастет на 20-25% (до 2,32 млн. штук). В АЕВ ожидают 20-процентный рост. Директор Auto-dealer.ru Олег Дацкив ждет прироста в 15-20%. Многие дилеры предпочитают называть цифры, находящиеся ближе к позиции Минпрома.
Если программа утилизации завершится осенью 2011 года, продажи машин резко упадут. Так, за десять месяцев прошлого года рынок увеличился на 331,8 тыс. автомобилей, но с марта по 22 декабря были выданы все 400 тыс. сертификатов. Несложно посчитать, что без учета программы утилизации годовые продажи могли бы составить не 1,9 млн., а лишь 1,5 млн. автомобилей. Получается, что рынок вырос бы не на 30%, а менее чем на 10%. Так что отмена утилизационных премий может привести к обвалу на 25-30%, как случилось в США или Германии в 2009 году. На реализацию программы в 2011 году в бюджете заложено 5 млрд. рублей. Этих денег хватит, чтобы простимулировать продажи 100 тыс. машин, что в четыре раза меньше, чем в 2010 году. Но в Минпромторге считают, что этого хватит до осени, потому что доля утилизационных продаж в объеме реализации будет постепенно снижаться. Если на пике программы каждый день выдавалось по 2,5-2,8 тыс. утилизационных свидетельств, то на начало декабря уже только 1,2-1,5 тыс. штук, аргументируют в министерстве. К осени 2011 года доля «утилизационных» машин снизится до 7-8% в общих объемах продаж, считают в Минпромторге. По оценкам «Автостата», программа обеспечила порядка 22% автомобильного рынка в России. Однако если ожидания Минпромторга не оправдаются и темпы продаж машин по утилизационным премиям сохранятся на уровне 45-50 тыс. автомобилей в месяц, то действие программы закончится уже весной, а не осенью.
Ольга Самофалова, Однако
iPhone «на колёсах»
Европлан: грузовики Mitsubishi Fuso с выгодой до 29%
Расширение модельного ряда
RENAULT KWID – НОВОЕ ВИДЕНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ А-КЛАССА
АВИЛОН официальный партнер чемпионата России по кольцевым гонкам
Mitsubishi открыла интернет-магазины оригинальных запчастей и аксессуаров
Выгодные кредитные условия на Mitsubishi Pajero Sport в мае
Надежность измеряется будущим
АО МС Банк Рус снижает кредитные ставки и запускает новый кредитный продукт
Росавтодор оштрафовал дорожных строителей более чем на 500 млн рублей
Мitsubishi Motors Corporation показала рекордную прибыль по итогам продаж за 2014 финансовый год
АВИЛОН вручил победительнице конкурса «Мисс Россия 2015» ключи от Hyundai Solaris
BRIDGESTONE. ЭКОНОМИЯ ТОПЛИВА КИЛОМЕТР ЗА КИЛОМЕТРОМ
Электромобили Mitsubishi i-MiEV будут работать парконами в Москве
Во Владикавказе открылся первый дилерский центр Mitsubishi – «Алания Авто»