Авто России |
Подписав соглашение с канадской Magna, АвтоВАЗ рассчитывает на льготный госкредит в размере $750 млн. под проект с канадцами. Но эксперты отмечают, что, получив деньги даже под нулевую ставку, завод сможет снизить конечную стоимость новой модели не более чем на $250.
На самом заводе РБК daily затруднились рассказать о конкретных планах привлечения госсредств. В 2006 году АвтоВАЗ уже пытался получить около $4,5 млрд. из инвестфонда, но так и не подал заявку. У завода оставался шанс получить деньги по федеральной целевой программе «Национальная технологическая база» на 2007-2011 годы, но против ее финансирования выступило Минэкономразвития.
Но как только проект с Magna начал приобретать конкретные черты, чиновники стали более благосклонны к автозаводу. В конце 2006 года правительство компенсировало АвтоВАЗу часть затрат по процентным выплатам по кредитам, взятым в 2005-2006 годах. А администрация Самарской области и вовсе списала часть долгов завода по налогам перед региональным бюджетом. В результате АвтоВАЗ смог сэкономить около $44 млн. По словам источника РБК daily, близкого к заводу, о новой попытке АвтоВАЗа получить госсредства председатель совета директоров АвтоВАЗа Сергей Чемезов договорился во время недавнего визита президента России Владимира Путина на завод.
Опрошенные РБК daily эксперты сомневаются, что льготное кредитование способно существенно помочь АвтоВАЗу в этом проекте. «Если государство предоставит АвтоВАЗу беспроцентный кредит $750 млн., в результате стоимость выпущенного в рамках проекта с Magna автомобиля может снизиться на $200-250, — приводит свои расчеты Александра Мельникова из ФК «Уралсиб». — Такая экономия не решит вопроса попадания новой модели в более «народную» ценовую нишу ниже $10 тыс., скорее всего она будет стоить около $12 тыс.». «Куда больше завод мог бы сэкономить на оптимизации существующего производства», — говорит аналитик.
Как отмечает управляющий директор AG Capital Management Александр Агибалов, государственные кредиты для автопрома — распространенная мировая практика. «Без них не было бы развития этой отрасли в том же Китае или Корее, — говорит он. — Но для выделения государственных средств необходимо располагать более конкретным проектом, чем сейчас у АвтоВАЗа. Как отмечает Александр Агибалов, разработка новой платформы рентабельна при выпуске более 1 млн. машин в год: «И пока неясно, предполагает ли проект АвтоВАЗа с Magna выпуск целого семейства машин или унификацию под него более ранних платформ и т.д.». Впрочем, отмечает г-н Агибалов, чтобы наращивать долю рынка, выпу-скать новые модели АвтоВАЗу нужно уже сейчас.
В прошлом году АвтоВАЗ продал около 724 тыс. автомобилей. В 2006 году выручка по РСБУ составила около 152,4 млрд. руб., а чистая прибыль 2,5 млрд. руб. АвтоВАЗ и Magna подписали соглашение, по которому стороны должны наладить серийный выпуск новых моделей машин класса С не дороже $12 тыс. Стоимость проекта оценивается в $1,5 млрд. Финансировать его планируется на паритетных началах. Концепт автомобиля уже разработан Magna.
Известия (Москва)