Интервью с гендиректором «Ростехнологий» Сергеем Чемезовым







Авто России

Авто России

27 июня ОАО «АвтоВАЗ» провело годовое общее собрание акционеров и заседание обновленного совета директоров. Рассмотрен годовой отчет деятельности предприятия за прошлый год и проведены все необходимые регламентом открытого акционерного общества процедуры. При всей кажущейся на первый взгляд обыденности это событие отличалось особой значимостью для отечественного автомобилестроения. Финансовый рынок мгновенно отреагировал повышением котировок вазовских акций практически на 5,5%.


О судьбе отечественного автопрома в интервью рассказал председатель совета директоров ОАО «АвтоВАЗ», гендиректор государственной корпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов.


В истекшем отчетном году в судьбе АвтоВАЗа произошло неординарное событие. Один из российских брендов — волжский автогигант — стал полноправным членом международного автомобильного альянса Renault-Nissan. Компания выбрала Рено, т.к. это одна из самых крупных компаний — производителей автомобилей в мире, с историей, большим опытом, перспективными технологиями. Чемезов надеется, что «Рено» привнесет в производство и маркетинг АвтоВАЗа новейшие технологии, очень специфические и весьма дефицитные на мировом рынке ноу-хау. Сейчас проходят адаптацию некоторые технологические предложения стратегического партнера по части безопасности, платформ, двигателей, коробок передач. Это позволит обновить и расширить в кратчайшие сроки всю гамму продукции и повысить ее качество.


Но самым главным для АвтоВАЗА в выборе партнера было то, что компания «Рено» уже имеет опыт стратегического взаимодействия с зарубежными фирмами. В частности, с компанией «Нисcан». Ведущий европейский автопроизводитель не только сохранил бренд «Нисcан», но вдохнул абсолютно новую жизнь в это японское предприятие.


«Ситуация с АвтоВАЗом иная, — считает Ремезов. — Наше предприятие находится на подъеме, и объявленные результаты 2007 года тому свидетельство. Но для дальнейшего развития требуется более сильный импульс, который мы ожидаем от партнерства с «Рено». Французский автопроизводитель пришел в Россию не как благотворитель, он также работает на мировом рынке в условиях жесткой конкуренции, испытывает на себе его мощный прессинг. Полагаю, что этот тандем выгоден и «Рено», и нам. Основной задачей, которую мы ставим перед собой, является сохранение и укрепление бренда «Лада». Это важно не только для корпорации «Ростехнологии», но для всех граждан России и стран СНГ, которые активно пользуются нашими автомобилями и намерены их эксплуатировать впредь.


Конечно, не последнюю роль в сделке сыграла приемлемая цена, на которой мы сошлись с «Рено». Напомню, сумма контракта составила миллиард долларов да плюс отложенный платеж, размер которого будет зависеть от результатов финансово-хозяйственной деятельности АвтоВАЗа в текущем и будущем году. Сейчас мы с французским партнером владеем по 25% обыкновенных и привилегированных акций Волжского автозавода. Наше сотрудничество еще только в начале пути. Нельзя также не отметить, что мы много положительного извлекли и из сотрудничества с другими зарубежными компаниями. В чем благодарны, прежде всего, «Фиату», «Дженерал моторс», «Порше» и «Магне».


Весь 2007 год и первое полугодие 2008 года были успешными для АвтоВАЗа. Только за прошлый год в России было продано более 660 тысяч автомобилей семейства «Лада». И это новый рекорд для Волжского автомобильного завода. Позапрошлые результаты, их положительная динамика как бы спроецировались и на этот год. Сейчас фиксируется значительное повышение спроса на машины АвтоВАЗа. География сбыта автомобилей заметно расширилась. Если крупнейшими импортерами вазовской продукции в первом квартале этого года были Украина, Казахстан и Узбекистан, то сейчас к нашим автомобилям все более пристально присматривается Центральная Европа.


В начале 2008 года был подписан договор об организации в Чеченской Республике, в городе Аргуне, автосборочного производства под эгидой АвтоВАЗа. Для сборки машин был переоборудован аргунский завод «Пищемаш». Он приспособлен под выпуск «семерок», «ВАЗ-21099″ и «Лады Приора». Первые машины были собраны уже в мае. Кроме того, на АвтоВАЗе прошли подготовку и обучение работники будущего производства.


Важным этапом для компании является то, что сегодня уже завершена работа по «раскольцовке» структуры собственности АвтоВАЗа. Предприятию возвращены утраченные в 90-е годы объекты собственности.


За многие годы своей деятельности ФГУП «Рособоронэкспорт», на основе которого и создавалась государственная корпорация «Ростехнологии», удалось создать обширную и весьма эффективную сеть загранпредставительств. Сотрудники предприятия представляют внешнеэкономические интересы России в сегменте высоких технологий в 48 странах мира, включая Западную и Восточную Европу, страны Арабского Востока, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии.


В связи с тем, что в конце июня председателем правительства Владимиром Владимировичем Путиным было подписано распоряжение об акционировании «Рособоронэкспорта» с последующей передачей 100% акций государственного посредника в области ВТС в собственность «Ростехнологий», все зарубежные и российские представительства «Рособоронэкспорта» автоматически становятся представительствами госкорпорации. Соответственно, весь мощный маркетинговый механизм корпорации будет задействован в вопросе экспорта автомобильной продукции. Замечу также, что сотрудники «Ростехнологий», работающие за границей, будут представлять интересы не только самой госкорпорации, но и тех предприятий, которые будут состоять на ее балансе. Количество представительств госкорпорации за рубежом в дальнейшем увеличится.


Также в интервью Чемезов рассказал о стратегии развития АвтоВАЗа. «Прежде всего, внедрение передовых технологий, ноу-хау производства, которые позволят АвтоВАЗу перестроиться на выпуск разнообразных семейств и моделей автомобилей с меньшими инвестиционными затратами. Главнейшая наша задача — сократить время разработки и постановки автомобилей в серийное производство. Критерием здесь должен быть уровень стран — лидеров мировой индустрии. Иначе на равных конкурировать с мировыми автопроизводителями мы не сможем», — добавил он.


В 2011-2012 годах АвтоВАЗ должен запустить три совершенно новые модели с объемом выпуска 1 млн. 200 тысяч автомобилей в год. По мнению Чемезова, корпоративная стратегия АвтоВАЗа соответствует автомобильной рыночной ситуации в России. Сейчас автомобильный парк в России составляет около 26 млн. легковых автомобилей. Значительная часть из них принадлежит семейству «Лада». Задача АвтоВАЗа — максимально увеличить присутствие вазовской продукции на российском рынке.


С внесением госпакета акций КамАЗа в качестве взноса России в ГК «Ростехнологии» активы Волжского и Камского автозаводов будут объединены в едином автомобильном дивизионе. Чемезов планирует создать в структуре госкорпорации специальную дирекцию по управлению автомобильными активами. Все это повысит конкурентоспособность, инвестиционную привлекательность и международный авторитет не только КамАЗа и АвтоВАЗа, но и отечественного автопрома в целом.


Совет директоров АвтоВАЗа принял решение о создании под эгидой АвтоВАЗа в России нового холдинга по производству автокомпонентов. Холдинг будет отвечать за выпуск современных автокомпонентов к новым моделям автомобилей. Причем не только в интересах АвтоВАЗа, но и всего российского автопрома. Кроме того, его продукция будет экспортироваться в страны СНГ и дальнего зарубежья. В ближайшее время мы выработаем стратегию развития холдинга. Как минимум, она будет направлена на модернизацию уже существующих и создание совершенно новых производственных мощностей. В том числе совместно с иностранными партнерами.


Возглавит холдинг, утвержденный на совете директоров АвтоВАЗа член правления РАО «ЕЭС России» Владимир Аветисян. Создание автокомпонентного холдинга очередным шагом в деятельности госкорпорации «Ростехнологии» по формированию в ее структуре автомобильного дивизиона. В его основу положена интеграция АвтоВАЗа и КамАЗа. Чемезов рассчитывает, что автомобильная специализация госкорпорации «Ростехнологии» позволит помочь отечественному автопрому.







Известия (Москва)