«Мы с самого начала знали, что проблем нет»

Интервью с новым президентом Toyota Motor Europe (TME) Дидье Леруа, в котором он рассказал о работе компании.

- Министерство транспорта США объявило, что электронные системы, использующиеся в автомобилях, выпущенных Toyota Motor Corp., непричастны к непреднамеренному ускорению ваших автомобилей. Что лично для вас значит это решение?

- Было очень много слухов на протяжении многих месяцев [что к этому могут быть причастны электронные системы]. Американские власти глубоко изучили устройство наших электронных систем и обнародовали свой вывод. Эксперты американского минтранса заявили, что электронные системы здесь совершенно ни при чем. Но какой вывод мы должны из этого сделать? Все, что мы можем делать для потребителя, не только на этапе производства, но и позже, — должно быть абсолютно прозрачно. И мы продолжим эту политику без компромиссов по качеству.

- Осенью прошлого года в Париже вы говорили мне, что Toyota Motor Europe требуется время, чтобы понять реакцию покупателей: разочаровались ли они и переключились на другие бренды или просто взяли паузу, чтобы посмотреть, чем закончится вся эта история с «непреднамеренным ускорением». Каковы ваши ощущения полгода спустя, компания чувствует себя увереннее?

- В календарном 2010 году у нас было 2 разных периода. Первый начался с момента отзывов, т. е. в январе-феврале, и закончился в конце августа. В феврале-апреле мы наблюдали падение наших продаж, в мае-июле — стабилизацию, а с сентября началось восстановление. Которое, конечно, было поддержано общим оживлением рынка в Западной Европе, а также ростом продаж в конце года в России. Но наш рост произошел не только благодаря восстановлению рынка, но также из-за того, что от страны к стране, от дилера к дилеру мы серьезно укрепили наш бойцовский дух.

Во время Парижского автосалона я говорил, что по итогам календарного 2010 года мы должны продать в Европе 800 000 машин (Toyota и Lexus). Честно говоря, когда я заявлял это, многие в моей команде говорили: «Слишком много, этой отметки мы не сможем достичь». Потому что за несколько недель до этого, когда я задал им аналогичный вопрос, они ответили: «710 000-720 000 машин — реалистичная цель, 730 000-735 000 — очень амбициозная задача». Я ответил: «Нашей целью должно быть 800 000, потому что нам нужно думать и о наших партнерах — наших дилерах, которые вложили большие деньги в поддержку нашего бренда. Мы должны уважать их и помогать им». Конечно, нас много и критикуют по вопросам качества, но что чувствует покупатель (я сейчас не говорю о представителях масс-медиа)? А покупатель нам отвечал: все в порядке, я доволен качеством, и моя следующая машина опять будет Toyota. Почувствовав это, мы ввязались в борьбу. И в результате продали 808 000 машин. Тренд на этот год еще более позитивный. Мы продолжим расти на таких рынках, как Россия, Турция и Восточная Европа. Западноевропейский рынок падает, для нас он останется нейтральным. В целом в Европе в 2011 г. мы хотим продать на 10% автомобилей больше, чем в 2010 г.

- Какую вы видите пропорцию в продажах гибридных и обычных машин компании Toyota в Европе?

- В 2010 г. в Европе пропорции были такими же, как в целом по миру: на долю гибридов пришлось 9% продаж — мы продали в Европе около 70 000 гибридных машин. Сейчас у нас есть шесть гибридных моделей: Toyota Prius и Auris, Lexus RX, GS, LS и новый CT200h. Мы продолжим вывод на рынок новых гибридов: во второй половине 2012 г. мы представим Yaris Concept Hybrid, в середине 2012 г. — Prius Plus — семиместный однообъемник, Prius Plug-In и другие. Мы ожидаем, что в 2013 г. доля гибридов в наших продажах вырастет с 9 до 20%.

- В своей речи на Женевском автосалоне вы привели данные из социологического опроса, согласно которому 16% европейцев допускают, что их следующий автомобиль может быть гибридом. Не слишком ли вы оптимистичны в отношении ваших потенциальных клиентов, не сыграют ли ваши завышенные ожидания с вами злую шутку? Ведь разница между «готов купить» и «куплю» огромна.

- Когда мы 14 лет назад начинали разрабатывать гибриды, наши конкуренты улыбались и говорили: «У этой технологии нет будущего». Но сегодня все понимают, что это технология для сегодняшнего и для завтрашнего дня, потому что вы можете ее использовать в автомобиле с традиционным двигателем внутреннего сгорания, в электромобиле и в автомобиле на топливных элементах, она дает добавленную стоимость. BMW и PSA только что объявили о создании совместной компании, которая займется разработкой гибридных технологий. Это еще одно подтверждение того, что это технология завтрашнего дня.

- Вы удовлетворены развитием Toyota Motor в России?

- Мы очень горды тем, что у автомобилей Toyota Motor такой сильный имидж в России. Когда я был в России, то убедился, что наши автомобили завоевали в вашей стране очень высокую репутацию, и люди гордятся тем, что водят машины Toyota Motor. Основываясь на этом, мы собираемся расширять наш бизнес, увеличивать производство в России и продавать больше. В прошлом году мы продали немногим более 89 000 машин, в этом году мы продадим значительно больше. Сейчас мы уже опережаем наш план по продажам в России. Что означает, что наш бизнес будет расти и компания вернется к прибыльности намного быстрее. В соответствии с соглашением с «Соллерсом» мы в середине 2012 г. начнем сборку Toyota Land Cruiser Prado на Дальнем Востоке. Объем производства — 1000 автомобилей в месяц. Мы также будем наращивать производство на нашем заводе в Санкт-Петербурге, т. е. увеличивать наши мощности в России шаг за шагом. Мы не отстаем от наших конкурентов.

- Эти два завода позволят вам достичь годового объема производства 300 000 автомобилей в России, чтобы получить новые льготы?

- Нет. Но наша стратегия — развиваться шаг за шагом. Это не означает, что это наш последний шаг.

- Toyota в России является частью европейского бизнеса компании. Кто будет управлять вашим дальневосточным заводом — TME или японская штаб-квартира?

- Это совместное предприятие «Соллерса» и Mitsui. Toyota Motor Corporation будет поставлять комплектующие для сборки автомобилей, а также контролировать качество производства и вопросы обучения персонала совместного предприятия. Они намного ближе к Владивостоку, чем мы, так что было бы странно управлять этим заводом из Брюсселя [где находится штаб-квартира TME]. Дистрибуцией [собранных автомобилей] будет заниматься Toyota Motor Russia.

Александр Губский, Ведомости