Авто России |
Автолюбителей, считающих себя продвинутыми, можно разделить на два клана — по их отношению к отечественному автопрому. Агрессивно настроенная половина считает, что производство российских машин следует немедленно прекратить, а все автозаводы перевести на сборку иномарок по лицензии. Более умеренное крыло утверждает, что ничего с нашим автопромом делать не надо — сам скоро загнется. Последние, похоже, накаркали.
Поверхностный взгляд на сухие цифры статистики может вызвать оптимизм. Так, по данным “АСМ-Холдинга”, за первые шесть месяцев 2008 года с конвейеров российских автозаводов сошло более 723 800 легковых автомобилей, что на 19,9% больше, чем за тот же период прошлого года. Однако если вглядываться в цифры более внимательно, становится ясно, что большинство автозаводов за год серьезно сдали свои позиции. Примерно на 15% снизилось производство легковых машин на ГАЗе — завод выпустил всего около 15 000 “Волг”. Примерно столько же было сделано “уазиков” — это на 5,5% меньше, чем годом ранее. Почти такие же темпы спада производства (14%) на Ижевском автозаводе — “ВАЗ-2104” было выпущено около 30 000 штук. Однако рекорд установил серпуховский завод, изготовив всего 600 автомобилей “Ока” (это 25% от прошлогоднего количества). Один лишь АвтоВАЗ смог продемонстрировать положительную динамику: увеличив выпуск машин на 10%, он доказал, что марка Lada в нашей стране действительно является народной.
Прирост производства легковых автомобилей происходит лишь за счет увеличения объемов сборки западных моделей. Иностранные сборочные предприятия выдали “на-гора” почти 300 000 машин, что на 45% больше, чем годом ранее. Темп, с которым западные марки нашего производства захватывают российский рынок, с каждым годом набирает обороты. Так, если в 2005 году доля собранных иномарок в России составляла 14,8%, то в 2006 году — уже 23,7%, в 2007-м — 33,9%, а по итогам первых шести месяцев 2008 года цифра составила уже 41%.
Нельзя сказать, что эту экспансию никто не предвидел. Вот только боялись совсем другого — импорта, в первую очередь дешевых машин китайского производства. Даже пытались этому как-то воспрепятствовать: несколько лет назад была дана негласная установка — под любым предлогом отказывать в сертификации продукции китайского автопрома. В конце марта нынешнего года была прекращена сборка китайских моделей Chery на калининградском предприятии “Автотор”. По официальной версии — из-за слабого доллара, хотя эксперты утверждают, что просто заводу отказали в квотах на беспошлинный ввоз комплектующих для сборки китайских автомобилей. А в начале августа Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) при правительстве Санкт-Петербурга утвердил проект объединенной санитарно-защитной зоны для промплощадки “Шушары-2”. Согласно ему, совокупно возможный объем выпуска автомобилей на этой площадке не может превышать 500 000 машин в год без ущерба для экологии. И это при том, что два автосборочных завода уже работают и еще два строятся. К сожалению, все действия наших властей (порой неуклюжие) в попытке защитить отечественный автопром — лишь реакция на уже сложившуюся ситуацию, они не носят превентивный характер. Так что будущее наших автомобильных заводов довольно туманно.
384,5 тысячи автомобилей собрано на АвтоВАЗе за первое полугодие. Это почти половина от общего автопроизводства в стране.
Рост автопродаж опережает рост производства легковых автомобилей. Если производство выросло на 19,9%, то продажи за это же время — на 34,5%. В абсолютных цифрах выпущено 723 800 легковых автомобилей, а продано — 1,4 миллиона, почти в два раза больше. По оценкам экспертов, в ближайшее время темпы роста производства иномарок продолжат расти, а темпы роста продаж — снижаться. Таким образом, импортированные иномарки станут все больше замещаться собранными в нашей стране.
МК