Подорожают ли в России японские машины

Катастрофа в Японии нанесла серьезный удар по автомобилестроительной отрасли в глобальном масштабе. Дело не только в приостановке работы японских заводов Toyota, Honda, Nissan (число не сошедших с их конвейеров авто достигло 1,2 млн.). Согласно исследованию IHS Automotive, от землетрясения и цунами в Японии пострадали десятки фирм-поставщиков автокомпонентов для производителей в Европе и Америке. Чего ждать российскому авторынку от последствий землетрясений и цунами в Японии.

В десятку самых продаваемых моделей в России входит Nissan Qashqai. В российском Топ-25 также числятся Toyota Corolla и RAV4, Mitsubishi ASX и Nissan Tiida, они занимают соответственно 19, 20, 21 и 23-е места в рейтинге продаж новых иномарок.

Среди марок сейчас в России лидируют Nissan, Toyota и Mitsubishi, остальные «японцы» — Suzuki, Mazda, Honda и Subaru — сильно отстают от флагманов рынка. Каждая из трех ведущих компаний имеет в России по заводу. В Калуге собирают Mitsubishi OutlanderXL, в Санкт-Петербурге — Toyota Camry. A Nissan делает здесь три модели — Teana, Murano и X-Trail. Все остальные машины японских брендов в Россию ввозят из-за рубежа.

Toyota первой объявила на весь мир, что не сорвет поставки, даже несмотря на временное закрытие всех 12 заводов компании в Японии.

У Mitsubishi большая часть моделей — Lancer, Pajero, OutlanderXL и ASX -также производится в самой Японии, но все 3 их автопредприятия находятся далеко от очага бедствия и не пострадали.

- После временной приостановки работы 14 и 15 марта все предприятия возобновили производство, — успокаивает Кирилл Устинов, PR-руководитель «Рольф-Импорта», представителя Mitsubishi в России. — Никаких изменений в планах поставок автомобилей дилерам и комплектующих для российского завода не будет, цены не изменятся.

Японские предприятия Nissan расположены в пострадавших районах страны и получили повреждения, но, как рапортует компания, уже готовы к работе. Только завод по производству двигателей в Иваки, расположенный в зоне сейсмической активности, до сих пор не восстановлен. И для организации поставок запчастей потребуется время. Правда, лидер среди «японцев» в России менее всех привязан к родине марки — их Qashqai и Note собирают в Великобритании, Tiida — в Мексике, Almera Classic — в Корее.

Suzuki, которая также ввозит в Россию машины из Японии, заверяет, что планов поставки не изменит — ни одно из их предприятий от стихии не пострадало, и «продукция Suzuki не может быть загрязнена радиоактивными веществами». Стороной обошла беда и предприятия Mazda.

«Я не думаю, что японские производители автокомпонентов понесли сильные разрушения. Как правило, цеха по производству автодеталей — это не высотные здания, следовательно, сами здания вряд ли сильно разрушены. Но в результате землетрясения могли быть (и, скорее всего, есть) проблемы с работой оборудования, подачей электроэнергии», — предполагает аналитик ГК «АЛОР» Наталья Лесина. Действительно, учитывая ситуацию на атомных станциях в Японии, обеспечивающих порядка 30% энергопотребления в стране, автопроизводители наверняка будут испытывать недостаток энергии. Однако ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что ситуация в Японии не приведет к дефициту автомобилей, по крайней мере в России. Объясняется это и тем, что основная масса японских автомобилей, продаваемых в РФ, собирается внутри страны на сборочных мощностях японских компаний, открывших у нас заводы. Оставшаяся часть поставляется с европейских заводов японских компаний и лишь незначительное число машин — из Японии. Но те марки, которые идут непосредственно из Японии, уже ощутили удар стихии, сроки их поставок увеличиваются, а дилеры предлагают автомобили, собранные в России, Европе и США. Японские производители постараются максимально быстро обеспечить российских дилеров автомобилями, так как наш рынок очень важен для них. Однако рост цен все же возможен, но он будет кратковременным и основанным исключительно на спекуляции отдельных неофициальных продавцов. «Официальные дилеры вряд ли будут повышать цены, только если им это порекомендуют сами производители, но такое вряд ли произойдет», — полагает Дмитрий Баранов. Можно прогнозировать, что, как только ситуация изменится в лучшую сторону, весь спекулятивный рост исчезнет, и цены вернутся к нормальному уровню.

Мнения экспертов

Андрей Топтун, начальник отдела аналитики агентства «Автостат»:

- Цены на новые японские автомобили меняться, скорее всего, не будут. Поднимать цены в России достаточно рискованно. Вспомним 2009 год, когда цены на целый ряд японских автомобилей оказались выше цен аналогичных по классу и оснащению европейских автомобилей. Тогда все «японцы», за исключением сумевших обуздать цены на свои автомобили Nissan и Suzuki, ушли в глубокий минус и потеряли солидную долю рынка.

Резких скачков цен на вторичном автомобильном рынке ждать не стоит — доля подержанных автомобилей из Японии там слишком мала.

Роман Гуляев, руководитель издательского дома «Новости автобизнеса»:

- Заводы всех японских автомобильных марок работают с перебоями, и это не может не сказаться на регулярности поставок новых автомобилей.

Будут перебои с запчастями — опять же из-за остановок заводов, загруженности транспорта, а также из-за резко увеличенной после разрушений потребности внутри страны. На фоне этого российские импортеры запчастей неминуемо поднимут на них цены — на дефиците всегда стараются заработать. А вот сами машины в ближайшее время вряд ли подорожают.

Валерий Пивень, заместитель начальника информационно-аналитического отдела Пробизнесбанка:

- Для российского рынка последствия будут во многом определяться не собственно фактором землетрясения, а тем, насколько гибкой в масштабах страны является логистическая система автомобильных компаний. Если принять во внимание, что доставка автомобилей и запчастей из Японии в Европу занимает около 6 недель, то приостановка производства на несколько дней существенно на доставку не повлияет. Однако неопределенность может оказать более негативное воздействие на спрос, чем реальные проблемы сборки. Не исключено, что потенциальные потребители испугаются возможных задержек поставки и предпочтут другие марки. Но в любом случае проблемы с поставками являются временными.

Станислав Сердюк, начальник отдела продаж суперавтомаркета «Формула 91»:

- Ситуация, сложившаяся у японских автомобильных концернов, пока не совсем понятна. Они остановили конвейеры, но никто не говорил, что эта пауза будет длительной. Японские автомобили занимают существенную долю на российском рынке. На них приходится около 20% всех проданных в 2010 г. в стране иномарок. В абсолютных цифрах это примерно 300 000 машин, но чуть более 40 000 из них было произведено непосредственно в РФ. В связи с этим можно прогнозировать некоторые перебои с поставками как автомобилей, так и автокомпонентов из Японии, однако сильный рост цен вряд ли возможен. Ценовая политика связана не только с производственными процессами, но и со спросом и действиями конкурентов».

Агван Микаелян, гендиректор компании «Финэкспертиза»:

- Японцы неоднократно показывали умение самоорганизовываться и с огромными преимуществами выбираться из сложнейших ситуаций. В прошлом веке Япония продемонстрировала это всему миру как минимум дважды. Если обратиться к такому сегменту, как автомобилестроение, нужно отметить, что, несмотря на достаточно серьезный объем производства, находящегося непосредственно в Японии, сегодня крупнейшие японские автомобильные концерны имеют достаточно солидные производственные мощности за пределами страны. Считаю, это частично компенсирует потери от остановки конвейеров в зоне бедствия. Нужно понимать, что японские автоконцерны имеют невероятную мобильность и высочайший уровень корпоративного управления. И эта остановка производства в Японии, безусловно, скажется на мировом авторынке, но не будет иметь катастрофических последствий».

Денис Демин, начальник аналитического отдела инвестиционной компании «БФА»:

- В ближайшие месяцы выпуск автомобильной продукции в Японии будет находиться на низких уровнях. Производство автомобилей, и в еще большей степени автокомпонентов, децентрализовано и расположено в различных странах и регионах. К тому же, учитывая, что докризисный спрос на автомобили в глобальном масштабе еще не восстановился, мировые автокомпонентные мощности можно считать избыточными. Конечно, переналаживание логистических цепочек займет некоторое время, когда может возникать локальный дефицит, влияние которого на цены по отдельным компонентам и их группам может быть заметным».

Андрей Гречанник, Комсомольская правда