Skoda становится глобальной

Интервью с гендиректором Skoda Винфридом Фаландом, в котором он рассказал о новой стратегии возглавляемой им компании и ее работе в России.

- В Женеве вы представили новый логотип Skoda. Почему вы решили его изменить?

- Skoda меняется, становится более глобальной. Когда Volkswagen 20 лет назад купил Skoda, была поставлена задача сделать чешскую марку европейской. Эта задача была успешно решена. Теперь перед нами новая цель — привлечь молодых покупателей, новых покупателей на развивающихся рынках. У нас амбициозная цель — продавать 1,5 млн. автомобилей; этой цели и нашей новой стратегии было нужно новое лицо. В прошлом году мы продали 762 000 автомобилей. 1,5 млн. машин (минимум) — это 2018 год, в рамках стратегии Volkswagen Group достичь в том году продаж в 10 млн. машин [и выйти по этому показателю на первое место в мире].

- Исторически Skoda — это европейский бренд. Каковы ваши новые стратегические рынки?

- .Для меня абсолютно очевидно, что будущее автомобильной индустрии лежит к востоку от Европы — это Россия плюс Азия. У нас очень бурное развитие в Китае — я вывел Skoda в Китай четыре года назад. В прошлом году мы там продали 181 000 машин. У нас там уже солидная доля рынка — 1,6%, и мы нацеливаемся на большее. Что показывает мне, что у Skoda есть потенциал на развивающихся рынках. В России мы тоже довольно успешны, в прошлом году продали 46 000 машин, рыночная доля — 2,4%. Но этого недостаточно.

Сегодня мы продаем 60% в Европе (не считая Россию), 40% — за ее пределами. Я хочу поменять эту пропорцию на прямо противоположную: 40% — Европа, 60% — прочие страны, сконцентрировавшись на трех государствах: Китае, Индии и России. Россия — это важный рынок: она близко, особых языковых проблем здесь тоже не возникает. В Калуге у меня 45 человек, и все они говорят по-русски.

- Вы уже были в Калуге?

- Еще нет, собираюсь туда, чтобы протестировать машины, которые мы там собираем, и встретиться с руководством Volkswagen Group Rus.

- В Нижний Новгород тоже поедете?

- Нет. Volkswagen Group Rus подписала соглашение о намерениях с ГАЗом, и сейчас специалисты двух компаний оценивают производственные мощности в Нижнем Новгороде. Мне ехать в Нижний пока рано.

- То есть вы пока не решили, какие модели будут собираться в Нижнем?

- У нас есть хорошие идеи. Если взглянуть на наш модельный ряд, то у Yeti есть хорошие шансы. Но это еще не решено.

- Как я могу догадываться, власти Калужской области разочарованы вашим решением заключить соглашение с ГАЗом, вместо того чтобы расширять производство в Калуге. Завод двигателей, как предполагалось изначально, в Калуге вы строить будете?

- Если говорить о средне- или долгосрочной перспективе, то да.

- Каковы цели Skoda в России к 2018 г. — объем продаж, рыночная доля?

- Больше, чем сегодня. В прошлом году в России было продано 1,7 млн. легковых автомобилей. В 2018 г., по нашим оценкам, рынок составит 4 млн. машин. Даже если мы просто сохраним нашу рыночную долю, это уже будет хорошей новостью. А если сумеем ее увеличить, подсчитать вы можете сами. Мы хотим увеличивать нашу рыночную долю во всех странах, не только в России.

- Кажется, что между марками и моделями в Volkswagen Group существует довольно сильная внутренняя конкуренция, например Skoda Superb и Volkswagen Passat.

- Нет. Skoda позиционируется ниже Volkswagen, у Superb есть своя четкая ниша, у Passat — своя. У нас есть многочисленные опросы потребителей, которые свидетельствуют: каннибализация практически отсутствует.

- И в будущем Skoda останется в своей нише?

- Это не ниша — это сегмент. Мы массовый бренд, не нишевый. Какие качества ждет покупатель от автомобилей Skoda? Простор, функциональность, комфорт (даже при плохом качестве дорог, как в России), доступность дилерской сети (в России у нас уже более 100 дилеров). На развивающихся рынках нет спроса на последние инновации. Мы хотим предоставлять верное качество.

Александр Губский, Ведомости (тематические страницы «Автомобили»)