В соответствии с ранее заявленными планами, проект начнется с очистки территории проходящего через Химкинский лес участка от срубленного леса.
Работы по подготовке территории были приостановлены в августе 2011 года по поручению президента России Д.А. Медведева. После дополнительного обсуждения и изучения проект строительства магистрали был существенно оптимизирован, площадь прохождения трассы через территорию леса сокращена со 144 Га до 100 Га. Некоторые объекты, предусмотренные ранее, исключены из проекта. В частности, принято решение отказаться от строительства развязки №2, а также площадки для стоянки большегрузных автомобилей.
Работы в рамках проекта будут осуществляться строго в пределах границ полосы отвода под основной ход трассы.
Реализация проекта как на начальном этапе, так и на всех последующих (включая эксплуатацию уже построенной магистрали) будет осуществляться под контролем представителей экологических и общественных организаций. В частности, комитета по общественному экологическому контролю, созданному в феврале 2011 года.
Справка:
Трасса «Москва-Санкт-Петербург» — федеральный проект, направленный на создание современного высокоскоростного транспортного сообщения между двумя крупнейшими российскими городами. Он является одним из первых в российской практике дорожного строительства проектов, при которых применяется механизм государственно-частного партнерства (ГЧП), а именно концессии. Скоростная автомобильная дорога Москва-Санкт-Петербург — одна из первых магистралей европейского уровня в Российской Федерации. Автомагистраль высшей категории I-А станет платной альтернативой существующей дороге М-10 «Россия».
Ранее планы строительства скоростной трассы через Химкинский лес вызвали протесты общественности, президент РФ Дмитрий Медведев поручил правительству приостановить строительство и провести дополнительные обсуждения проекта.
Защитники леса утверждали, что вырубка просеки под трассу уничтожит весь Химкинский лес, но в результате проведенных общественных и экспертных обсуждений был одобрен первоначально утвержденный проект. Власти, в свою очередь, обещают полностью компенсировать вырубку леса. Природоохранный бюджет проекта строительства головного участка трассы составит 4 млрд. руб.
Общественная экспертиза
В связи с приостановкой работ по подготовке территории для головного участка трассы Москва-Санкт-Петербург (произошла в августе 2010 г. в соответствии с решением Президента РФ Д.А. Медведева). По поручению президента были проведены новые общественные и экспертные обсуждения проекта.
В частности, речь идет об общественных обсуждениях с жителями г. Химки, а имеются в виду слушания в Общественной палате РФ и «круглый стол» в Государственной Думе. В ходе мероприятий были всесторонне проанализированы экологические, социальные и экономические аспекты различных вариантов прокладки трассы. К участию в обсуждении были привлечены оппоненты проекта прокладки скоростной дороги через Химкинский лес.
В целях дополнительного изучения проекта Общественной организацией «Российская независимая общественная экспертиза» в течение октября-ноября 2010 года была дополнительно проведена экологическая экспертиза вариантов строительства скоростной автомобильной дороги Москва-Санкт-Петербург на участке 15-58 км. Для этого была создана экспертная комиссия, в которую вошли ведущие российские ученые и представители экологической общественности: президент Российской академии естественных наук О.Л. Кузнецов, вице-президент международной академии экологической реконструкции, академик РАЕН В.Ф. Гракович, академик РАН, почетный Председатель Конструктивно-экологического движения России «Кедр» З.Ч. Залиханов, председатель Совета Химкинского местного отделения Конструктивно-экологического движения России «Кедр» Е.Н. Горина, председатель Общероссийской общественной организации «Российское общество защиты животных «Фауна» А.Ю. Сафонов и другие. По результатам проведенных исследований, независимые эксперты на основе комплексного анализа экологической ситуации рекомендовали продолжить строительство по первоначальному варианту прохождения трассы.
В декабре 2010 года комиссия Правительства РФ по транспорту и связи, тщательно изучив все преимущества и недостатки различных вариантов прокладки трассы, пришла к выводу о целесообразности строительства трассы по первоначальному маршруту. Целесообразность реализации утвержденного проекта была подтверждена Президентом РФ Д.А. Медведевым.
Авто-обозрение