Fiat подкатывает к ВЭБу

Итальянский автоконцерн Fiat обратился в ВЭБ за финансированием строительства собственного завода в Липецкой области мощностью 300-350 тыс. автомобилей в год. Fiat оценивает проект в €1,6-2 млрд.

Сроки запуска проекта не называются, известно лишь, что предприятие должно собирать не только модели Fiat, но также Jeep и Chrysler (концерн является совладельцем Chrysler). В Fiat и ВЭБе от комментариев отказались. Но источники также говорят, что автоконцерн обратился к госкорпорации, попросив €1,6 млрд. По данным агентства, параллельно финансирование проекта обсуждается с Европейским банком реконструкции и развития.

Иностранный автоконцерн впервые обращается в ВЭБ за финансированием строительства завода в России. До сих пор на господдержку инвестпроектов в стране, в том числе с участием иностранных партнеров, претендовали лишь отечественные автопроизводители: подконтрольный «Ростехнологиям» АвтоВАЗ и ОАО «Соллерс» Вадима Швецова. «Соллерс», в частности, просил в ВЭБе те же €2 млрд. под совместные проекты с Fiat, но после года переговоров стороны отказались от СП.

Теперь, объясняют источники, Fiat представил ВЭБу и Минпромторгу «по большому счету тот же самый бизнес-план, который разрабатывался вместе с «Соллерсом», однако намерен реализовывать его самостоятельно». После разрыва партнерства с «Соллерсом» концерн сразу же подал самостоятельную заявку в Минэкономики на получение льгот в рамках режима промсборки. Кроме того, добавляют знакомые с ситуацией источники, Fiat рассчитывает и на льготы Липецкой ОЭЗ, в частности, освобождение на пять-десять лет от налогов на землю и имущество, а также от транспортного налога. Иностранные товары (оборудование, комплектующие, строительные материалы) размещаются и используются на территории ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС. К тому же новый завод сможет стать потребителем Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) — одного из крупнейших в России поставщиков автолиста.

Однако источники на рынке и чиновники сомневаются, что ВЭБ выделит деньги Fiat, по крайней мере всю сумму — при том что до сих пор все иностранные автоконцерны строили заводы в России на собственные средства. «Кроме того, в бизнес-плане Fiat мало конкретики, в том числе в отношении стоимости проекта», — говорит один из участников рынка.

Аналитики также скептически оценивают планы Fiat в России по сборке не менее 300 тыс. машин в год на фоне того, что в 2010 году в стране продано всего 22 тыс. автомобилей этой марки. «Это весьма агрессивные планы, и реализовать их без партнера Fiat будет тяжело», — полагает Иван Бончев из Ernst & Young. С ним согласен Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала», который считает, что среди всех заявок, поданных на промсборку, заявка Fiat была «самой слабой и трудноисполнимой». «Когда Fiat и «Соллерс» вместе обращались в ВЭБ за кредитом для своего СП, речь шла о льготных условиях финансирования, которые подразумевают субсидирование процентной ставки, около двух третей от ставки рефинансирования ЦБ», — отмечает аналитик. По его мнению, самостоятельно Fiat таких льгот не добьется.

Егор Попов, Дмитрий Беликов, Коммерсантъ