Ниссану не до АвтоВАЗа

Покупка альянсом Renault-Nissan АвтоВАЗа под угрозой: переговоры остановлены из-за сложного положения, в которое попал Nissan после катастрофического землетрясения в Японии.

«Мы с большой озабоченностью и вниманием следим за ситуацией в Японии. В то же время постоянно поддерживаем рабочие контакты с нашими японскими партнерами, в частности фирмой Nissan, и продолжаем переговоры по совместным проектам», — говорится в официальном заявлении генерального директора госкорпорации «Ростехнологии» Сергея Чемезова.

А чуть раньше он сознался, что переговоры вообще приостановлены. Госкорпорация владеет 25% акций АвтоВАЗа, столько же у Renault и инвесткомпании «Тройка Диалог», которую недавно купил государственный Сбербанк.

Разговоры о продаже оказавшегося в непростой ситуации Волжского автозавода французско-японскому альянсу ведутся с прошлого года. А в ноябре 2010 года на встрече с российским премьер-министром Владимиром Путиным глава альянса Карлос Гон назвал увеличение совокупности долей Renault и Nissan в АвтоВАЗе до контрольной «логичным развитием партнерства». Возможно, уже к сентябрю 2011 года альянс получит до 60% акций АвтоВАЗа (из них 40% отойдет Renault, а 20% — Nissan), говорил Сергей Чемезов в декабре 2010 года. В итоге все были бы довольны: российский автозавод получил бы опыт и конструкторскую поддержку мировых лидеров в автостроении, а французская и японская компании — крупнейшую производственную базу в России и самую большую сбытовую и сервисную сеть.

Но, похоже, землетрясение «перетряхнуло» эти планы. Nissan переживает большие трудности. Все заводы компании в Японии остановлены 14 марта и стоят до сих пор. Причинами стали и выход из строя оборудования, и прекращение поставок комплектующих от смежников, и введенный в стране строгий режим экономии электроэнергии. Из-за этого Nissan каждый день несет огромные убытки. Так что теперь отведенные на увеличение долей в АвтоВАЗе деньги могут пойти на покрытие убытков альянса.

АвтоВАЗ может и подождать. Дела у тольяттинского завода идут прекрасно. Во многом благодаря государственной программе утилизации автомобилей в 2010 году в России было продано 517 тысяч «Лад», а чистая прибыль АвтоВАЗа составила 2,1 миллиарда рублей.

Павел Арабов, Известия