В Шанхае прошел 14-й международный автомобильный салон. В нем приняли участие 95 компаний, в число которых вошли китайские и иностранные производители, а также СП первых со вторыми.
Шанхайский автосалон 2011 года поражает размахом. При площади 230 тыс. кв. м он оказался на 35% «вместительнее» предыдущего. По совокупной выставочной площади лидирует Volkswagen Group — более 8500 кв. м, и это самый большой показатель в истории Шанхайского автошоу. Группа выступает с семью брендами: Volkswagen, Audi, Skoda, Bentley, Lamborghini, Bugatti, Seat — причем 2 последних в Китае дебютируют.
Сама марка Volkswagen представляет новое поколение Beetle. Автомобиль наконец-то повзрослел: стал больше, у него появилась благородная осанка, и он перестал восприниматься как игрушка. В линейку силовых агрегатов для автомобиля, в частности, войдут бензиновые двигатели мощностью 105, 160 и 210 л. с.
Свежо и «по делу» выступила Skoda, демонстрируя свой концепт Vision D. Дизайнеры сделали аудиподобный С-класс, который тем не менее легко идентифицируется как Skoda, например, по характерным линиям капота и его переходу в передние стойки.
Audi, как и ожидалось, отметилась представлением кроссовера Q3. Внешне автомобиль разве что чуть меньше Q5, но с точки зрения дизайна, наверное, даже интереснее.
Сопоставимый с Q3 фурор произвела новинка от Mercedes-Benz — прототип будущего А-класса, который наконец-то показали живьем. При выдающемся, без преувеличения, дизайне машина порадует и производительностью: 2-литровый двигатель BlueEfficiency, который установлен на концепт, развивает 210 л. с. и работает в связке с трансмиссией с двумя сцеплениями. BMW отпраздновала азиатскую премьеру своего электрокара ActiveE, пообещав, что в 2012 году он будет протестирован и на китайских дорогах, а на сладкое приберегла концепт BMW M5 и новое купе 6-й серии.
Японцы, несмотря на измотавшие их катастрофы, выступают довольно мощно. Из сюрпризов выставки — представление седана Mazda2. Новинка с 1,5-литровым двигателем мощностью 103 л. с. длиннее хэтчбека — 4270 мм против 3905 мм, и вдобавок выглядит так, что хоть сейчас бросай его в борьбу с участием Polo-седан и Solaris. Еще одна интересная новинка этой марки — концепт-кар Shinari, выглядящий не хуже «космического» прототипа BMW Vision ConnectedDrive.
Toyota демонстрирует электрический концепт RAV4 EV с пробегом после полной зарядки до 110 км. На гибридной Camry здесь и вовсе уже висит ценник в юанях, эквивалентный почти 56 тыс. долл. Наконец, зная любовь китайцев к велосипедам и мопедам, представители Toyota привезли набор маленьких электросамокатиков, функционирующих по принципу Segway, которые развивают скорость 6 км/ч и проезжают от 5 до 10 км после полной зарядки.
Кооперация известных марок с китайцами дает о себе знать повсеместно. Как известно, у Peugeot в Китае есть своя дизайн-студия. И вот специалисты этой студии эксклюзивно для Шанхайского автошоу сделали прототип SXC (Shanghai Cross Concept). Это эффектный кроссовер с гибридной бензиново-электрической силовой установкой мощностью 313 л. с. и расходом на уровне 5,8 л/100 км.
А технологии в местном автомобилестроении определенно идут вперед. Например, как в случае с компанией Creative Technologie, благодаря ее партнерству с Citroen. Автомобиль B-класса C-Quarte пусть и носит гордое имя французского бренда, внутри, надо сказать, типичный «китаец». Однако при этом автомобиль оснащен системой Stop Start.
Не скупится выставка и на самостоятельные разработки китайских компаний. Марка Chery представила бизнес-седан Eastar. Машина выглядит вполне представительно, оценить ее интерьер, правда, не удалось, поскольку выставочный автомобиль был закрыт. Помимо габаритов под стать Volkswagen Passat автомобиль предлагает мотор объемом 2 л, бесступенчатый вариатор. Как рассказал вице-президент Chery Automobile Чжоу Бирен, новинка нацелена на международный рынок и обязательно появится в России: дилеры, по его словам, уже высказали свою заинтересованность.
Интересной тенденцией, которая четко прослеживается на выставке, стали презентации гибридов и электромобилей китайского производства. Скажем, у Chery есть и то и другое (plug-in-гибрид Riich G3, электрический кроссовер Riich X1 EV), и продавать эти автомобили, по словам г-на Бирена, компания будет не только в Китае, но и на других рынках.
Прямо напротив экспозиции Audi расположился стенд JAC. И у нее тоже есть и plug-in-гибрид, и электромобиль, предназначенный для внутреннего рынка. И так далее и тому подобное. Вообще, конечно, с технологической точки зрения прорывов нет, китайские автомобили с альтернативными силовыми установками, как правило, маломощные, однако само их внушительное число наводит на мысль о том, что им все-таки «грозит» массовость, причем не через десятилетия, как предупреждают западные аналитики, а гораздо быстрее.
В плане качества и изысканности отделки салонов китайцам есть куда расти, при этом по дизайну экстерьера автомобили перестают быть аутсайдерами: у многих производителей из Поднебесной появились автомобили, в хорошем смысле цепляющие взгляд. К таковым можно отнести прототип Neora от компании Luxgen. Или стремительный хэтчбек под новым брендом Venucia, созданный компанией Dongfeng при поддержке Nissan.
Андрей Сердечнов, РБК daily