Стихийное бедствие в Японии нанесло удар не только по местным автозаводам, но и по всей мировой цепочке поставок компонентов для автомобильной промышленности. Однако мировому автопрому по силам предотвратить обвальное падение производства автомобилей, считают эксперты.
По данным Ассоциации японских автопроизводителей (JAMA), от стихии пострадало более 500 промышленных объектов производителей автомобилей и автокомпонентов. Сократили объемы выпуска или остановили часть своих заводов такие производители комплектующих, как Keihin, Furukawa, Renesas, Toshiba, Sanyo, Fujitsu, NEC, Seiko Instruments, Hitachi, Panasonic. В основном эти компании специализируются на электронных и электрических компонентах (чипы, датчики, полупроводники, жидкокристаллические панели), элементах трансмиссии (коробки передач, приводы, сцепление), а также нефтехимической продукции (этилен, синтетический каучук) и особых материалах (например, пигмент для краски).
А дальше сработал принцип домино. К примеру, в производстве большинства автомобилей марки Peugeot и Citroen используются японские датчики и чипы для управления работой двигателей. Нехватка означенных деталей сказывается на выпуске машин этих марок во Франции, Испании, Словакии. С перебоями работают предприятия Ford в США и Бельгии. Из-за отсутствия компонентов General Motors заявила о необходимости сократить выпуск машин на заводах в США, Германии и Испании. В США замедляют работу заводы Subaru и Honda. Встали производственные мощности Nissan в США и Мексике. Наконец, в самой Японии вынуждены приостанавливать конвейеры все автопроизводители, которые страдают не только от нехватки компонентов, но и от дефицита электроэнергии. Так, недавно было остановлено 18 заводов Toyota, работали не в полную силу или по сокращенной программе предприятия Honda, Mazda, Mitsubishi, Nissan, Suzuki. Впрочем, представители большинства автопроизводителей не устают повторять, что все перебои в работе временные и в течение ближайшего времени деятельность заводов нормализуется.
Некоторые наблюдатели не верят в способность мирового автопрома быстро оправиться и рисуют чуть ли не апокалиптическую картину. Так, представители международной исследовательской компании HIS заявляют, что в этом году мировой выпуск автомобилей рухнет на треть, и, таким образом, вполне можно ожидать острого дефицита.
Однако скорее всего ситуация не настолько драматична. Падение производства у ведущих автомобильных компаний, безусловно, будет, но с более скромными показателями снижения. По данным Boston Consulting Group, к началу апреля, то есть в самый сложный период после бедствия, в Японии в общей сложности недопроизвели 600 тыс. автомобилей, в Северной Америке — 20 тыс., в Европе — 60 тыс. Если учесть, что в текущем году весь мировой автопром планирует произвести порядка 80 млн. автомобилей, то сейчас падение производства в мире из-за японских катаклизмов не превышает 1% от плана.
Одновременно большинство наблюдателей пребывают в убеждении, что японцы в состоянии быстро восстановить свои производственные мощности. Даже если какие-то японские производители автокомпонентов не смогут восстановить работу, их теоретически способны заменить предприятия в других странах, например в той же Германии или в Китае. Да, быстро наладить нужный объем тех же электронных чипов не получится, но все равно это вопрос лишь нескольких месяцев. Например, компания Hitachi занимает порядка 60% рынка датчиков расхода воздуха для двигателей, и как раз от их нехватки сейчас страдают автозаводы по всему миру. Однако крупными поставщиками этих деталей являются также немецкие производители Bosch и Siemens, которые могут заменить недостающие японские компоненты.
Не стоит забывать и о том, что не все крупные мировые автопроизводители тесно связаны с японскими производителями комплектующих. Например, представители корейского автопрома заявляют, что не пострадали от перебоев в поставках. Так что если японские машины не смогут вовремя поступать на какие-то рынки, то их, по идее, могут заместить корейские бренды.
Не очень обоснованны и предположения о подорожании японских машин, в том числе и в России, в связи с их возможным дефицитом. В своих официальных заявлениях представители японских компаний в России усиленно подчеркивают, что рост цен на их продукцию не планируется. Оно и понятно: из-за высокого курса иены японские автомобили и так до последнего времени отличались у нас завышенной розничной ценой, и ее дальнейшее повышение неизбежно приведет к сокращению рыночной доли «японок».
И все же в России отмечаются некоторые признаки ажиотажного спроса на японские машины. Дилеры заявляют, что за последнее время как минимум на четверть подскочил спрос на автомобили Mazda, Mitsubishi. Покупатели, которые планировали приобрести их в обозримом будущем, в условиях неопределенности спешат это сделать сейчас. Но, скорее всего, такой всплеск не будет долговременным и масштабным — у многих есть страх, что им достанется зараженный радиацией автомобиль. И продавцы сегодня в спешном порядке закупают дозиметры, чтобы показать: у поступающих в их салоны машин из Японии нет радиоактивного заражения.
Алексей Грамматчиков, Эксперт