В порту Владивостока находится 49 радиоактивно загрязненных машин из Японии. Норма по гамма-излучению превышена в 2-6 раз, по бета-излучению — в 2-10 раз, сказал директор порта по производству Сергей Лопунов. В порт из Японии приходит около 300 автомобилей в день, если радиоактивные машины продолжат поступать такими же темпами, их негде будет складировать, опасается Лопунов.
«Машины из Японии в Россию часто плывут морем не меньше месяца, задержанные автомобили, скорее всего, покинули Японию еще до аварии на АЭС «Фукусима», — замечает руководитель организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. — А разговоры о радиационной безопасности не более чем психоз: японцам сейчас не до вывоза автомобилей из пострадавшей части страны, они даже слив бензина из баков машин, разбитых цунами, считают мародерством. В Японии не работают аукционы, логистическая инфраструктура разрушена».
«Мне сложно представить, чтобы в Японии до аварии на АЭС был другой сильный источник радионуклидов», — возражает сопредседатель экологической группы «Экозащита» Владимир Сливяк: параметры радиационного загрязнения напоминают те, которые возникают при расплавлении ядерного топлива в реакторе.
Через неделю после землетрясения в Японии импортеры и дилеры японских машин признавались, что спрос вырос из-за опасений покупателей за будущее японского автопрома.
В марте 2011 г. темпы роста продажи японских брендов в 2,4 раза превысили темпы марта 2010 г., весь рынок вырос к прошлому году, по данным АЕБ, на 77%. Даже Honda, продававшая в первые месяцы года меньше автомобилей, чем в прошлом году, в марте показала рост на 34%. Но говорить о влиянии японских катастроф на спрос продавцы не хотят, объясняя успех хорошим планированием и маркетингом.
Некоторые дилеры, например, «Рольф», сообщили, что закупили в салоны дозиметры, чтобы доказывать чистоту автомобиля. Директор autodealer.ru Олег Дацкив знает, что с той же целью дозиметры закупали дилеры Honda и Toyota. Нервозность у покупателей присутствует, отмечает президент Российской ассоциации автодилеров Дмитрий Гулин, были случаи, когда клиенты приходили с дозиметрами, но проблем с радиационным фоном у новых автомобилей быть не может. Из-за разрушений в Японии может возникнуть временный дефицит машин, полагает он, но на продажи этот факт повлияет незначительно, год завершится в плюсе.
Автомобили, выпущенные в Японии после 11 марта, приедут в Россию только летом, логистика занимает 2-3 месяца, объясняет Дацкив, а в порту Владивостока задержана либо серая партия машин, либо то, что ввезли физические лица: новые автомобили проходят контроль и на заводе, и на двух таможнях — российской и японской. «По году падения не будет, хотя перебои с поставками возможны, — рассуждает Дацкив, — в худшем случае часть доли японцев (около 16%) отъедят другие марки.
Елена Виноградова, Татьяна Романова, Ведомости