Уроки чешского

Интервью с членом совета директоров Skoda Auto, ответственным за продажи и маркетинг, Юргеном Стакманном, в котором он рассказал о работе компании.

- На Женевском автосалоне вы представили новую стратегию развития марки, продекларировали, прямо скажем, амбициозные планы. Если все и так хорошо, есть прибыль, есть рост, к чему все эти реформы?

- Новая стратегия Skoda — это очередной глобальный шаг в развитии бренда. До этого подобный скачок произошел, когда Skoda Auto вошла в состав концерна Volkswagen. Чтобы удвоить продажи, мы пойдем несколькими путями. Одно из ключевых направлений — регионально ориентированная стратегия развития. Естественно, в первую очередь речь идет о трех наиболее быстро развивающихся рынках — это Россия, Индия и Китай. У нас впервые были назначены члены совета директоров, каждый из которых отвечает за свою территорию: в моем ведении, к примеру, находится Индия. В общем, будем работать с ключевыми регионами плотно как никогда. Второе — это расширение продуктовой линейки, которое планируется в ближайшие два года. Skoda ста нет создавать продукты, интересные клиентам именно на данных рынках.

- Мы увидим совсем другие «Шкоды»?

- Для начала изменится дизайн автомобилей. Представленный на Женевском автосалоне концепт-кар Vision D тому подтверждение. Это не какая-то конкретная модель, а лишь направление, в котором будет развиваться стилистика наших машин. Кроме того, мы видим и новую стратегию корпоративной идентификации. Имеется в виду другой подход к внешнему позиционированию: изменится «витрина» марки — шоу-румы дилеров и т. п. Все это в совокупности должно помочь.

- Ходят слухи и о другой маркетинговой стратегии. Поговаривают, будто между Skoda и Volkswagen обострилась внутренняя конкуренция — дескать, они отбирают другу друга покупателей и хорошо бы марки искусственно развести — по ценам, по комплектации, возможно, даже по качеству. Есть такое дело?

-Я слышал об этом, но это не так. Да, в последние годы мы наблюдали параллельный рост двух брендов, и клиенты переходили от одного к другому — не вижу в этом ничего плохого. Skoda все-таки отличается от Volkswagen. Взять хотя бы основополагающие ценности: мы делаем просторные и практичные автомобили, в которых нет ничего избыточного для потребителя. То есть «Шкоды» являются носителями не всех технологий, которые только гипотетически возможны, а предлагают именно то, что нужно клиенту. Volkswagen же позиционирует себя в концерне как лидер по инновациям в массовом сегменте, к тому же ориентируется на более высокий сегмент рынка. Поэтому и не требуется никакое искусственное разделение двух марок. Каждый бренд сосредоточен на том, что для него наиболее важно, не будет никаких пересечений, и мы продолжим успешно развиваться.

- Многие автомобильные компании сейчас ведут агрессивную политику — к примеру, корейцы. В России их позиции с каждым годом становятся прочнее. Признайтесь: сильно мешают жить?

- Безусловно, мы рассматриваем корейские марки в качестве ключевых конкурентов. В первую очередь это Hyundai и KIA — они очень активны во всех регионах, где присутствуют, и стратегии развития у нас с ними в чем-то схожи. Однако у Skoda есть ключевое преимущество — уникальное соотношение цены и качества, мы будем всячески его пестовать и максимально развивать. Что позволит нам добиться лучших результатов даже в сравнении с этими сильными игроками. Копировать корейцев мы однозначно не станем: у них ведь нет того, что есть у Skoda, а именно 115-летней истории. Мы можем быть уверенными в себе, но не самоуверенными и не самонадеянными. А чтобы оставаться конкурентоспособными, будем уделять пристальное внимание ценовой политике.

- А Китай? Поднебесная — регион номер один для большинства автомобильных марок, там, насколько я знаю, работает и Skoda. Но помимо крупных мировых брендов в этой стране просто колоссальное количество местных производителей. Вы и ваши коллеги не опасаетесь, что они хлынут в Старый Свет и смоют все усилия? Уж что-что, а конкурентную цену китайцы предложить способны.

- Рынок штука непредсказуемая, и давать какие-то прогнозы дело неблагодарное. Некоторые китайские марки, которые сейчас существуют, без сомнения, будут как активно развиваться внутри страны, так и работать на экспорт. Они могут стать довольно серьезными игроками на некоторых рынках, но однозначно не на всех. Сложнее всего китайцам будет как раз в Западной Европе. Мы ведь уже наблюдали попытки производителей из КНР наладить здесь бизнес, однако изготовить автомобиль достойного европейского качества и с должным уровнем безопасности у них не получилось. Некоторые марки сделали уже по три попытки, и все без особого успеха. В моем представлении большинству китайских компаний для успешного развития хватит емкости внутреннего, поистине бездонного рынка, так что потребности в экспансии просто нет. Однако посмотрим на это лет через пять: возможно, ситуация переменится.

Мы не ждем, когда китайцы сделают опережающий шаг, мы сами развиваемся, и причем очень успешно, в Поднебесной в том числе: доля Skoda на рынке КНР составляет 1,8%. По сути, Китай является для нашей компании самым крупным рынком сбыта. Так что мы вполне можем конкурировать с китайцами на их собственной земле.

Григорий Кошелев, Итоги