Российский авторынок в текущем году повторит успехи прошлого

Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «ФИНАМ») провела конференцию «Авторынок-2011: особенности роста». Ее участники прогнозируют, что по итогам 2011 года прирост объемов автомобильного рынка составит около 30%. Такая динамика будет обеспечена низким уровнем автомобилизации, отложенным за время кризиса спросом и, частично, укреплением рубля, которое стимулирует продажи импортных авто.

По итогам 2010 года объем российского автомобильного рынка вырос на 30%, говорит директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. При этом он отмечает, что в 1 квартале 2011 года к аналогичному периоду прошлого года прирост продаж новых автомобилей составил 77%. «Это обусловлено самым минимумом квартальных продаж, который наблюдался именно в начале прошлого года, как раз перед началом программы утилизации и в целом периода восстановления», — констатирует эксперт.

Активному восстановлению российского автомобильного рынка способствовали запуск программы утилизации и льготное автокредитование, отмечают участники организованной «ФИНАМом» конференции. «Утилизация стала драйвером, прежде всего, для АвтоВаза, где было произведено около 80% продаваемых по программе автомобилей», — говорит директор Russian Automotive Market Research Татьяна Арабаджи. По ее словам, если рассматривать программу утилизации как способ поддержать рынок, то свою задачу она выполнила.

Продление действия стимулирующих программ необходимо для автомобильного рынка, однако потребует политической воли, уверен г-н Целиков: «Я считаю программу утилизации и льготное автокредитование лучшим из того, что сделало правительство по поддержке автопрома. Программа дает хороший результат при не очень больших вложениях. Правда, для того, чтобы ее продлить, нужна политическая воля ВВП. К сожалению, финансами в нашей стране рулит он лично в «ручном режиме».

По оценкам экспертов, рынок автомобилей продолжит динамично расти и в будущем. «В дальнейшем рост продаж пойдет, как это и было до кризиса, за счет того, что в России низкий уровень моторизации — порядка 260 машин на 1000 человек, тогда как в Европе этот показатель составляет в среднем 400 автомобилей. Так что рынок будет расти», — считает г-жа Арабаджи.

Прирост продаж автомобилей в 2011 году может превысить прогнозируемые рынком 26%, считают участники организованной «ФИНАМом» конференции. «Еще недавно я придерживался прогноза в районе 2,4 млн. авто, однако продолжающееся укрепление российского рубля к корзине валют может сдвинуть данный прогноз еще выше, в первую очередь, за счет импорта, — директор по стратегическому развитию холдинга «Атлант-М» Алексей Терещенко. — Рост российской экономики и доходов граждан в пересчете на доллары может приводить к ложному ощущению растущего богатства и избыточному потреблению импортных товаров, что уже наблюдалось в совсем недавнем прошлом».

В конце прошлого года «Автостат» прогнозировал на 2011 год рост на уровне 30%, напоминает г-н Целиков: «То есть, с учетом LCV будет продано 2,4-2,5 млн. авто. Это вполне реально, учитывая, что за время кризиса спрос несколько сместился во времени и сейчас он как раз «отоваривается». Еще более оптимистичен директор издательского дома «Новости автобизнеса» Роман Гуляев: «Соглашусь с коллегами — рост будет на уровне 30-35%: если бы не японская трагедия, он мог быть и выше».

«Не следует забывать, что в прошлом году январь и февраль были откровенно провальными, что повлияло на итоги года, — напоминает обозреватель Finam.ru Алексей Захаров. — Так что подобный прогноз [26% - Ред.] реалистичен — естественно, при условии, что не будет «макроэкономических» проблем».

Авто-обозрение