Реальные убытки российских «дочек» японских компаний из-за последствий цунами могут составить около 10 млрд. руб. Чего ожидать россиянам?
После анализа 500 тыс. таможенных деклараций, было подсчитано, что российские компании импортировали в прошлом году из Японии товаров на сумму 233,2 млрд. руб. Из десяти крупнейших импортеров девять — это производители автомобилей, строительной техники и шин. В прошлом году они ввезли в Россию товаров на 128,3 млрд. руб.
В Японии в среднем на две недели была приостановлена деятельность примерно 30 заводов по производству автомобилей и автозапчастей. Больше всех пострадала Toyota, у которой не работали 11 заводов. Меньше всех — Mazda, чьи производственные мощности расположены в Хиросиме, в 1 тыс. км от пострадавшего региона. Впрочем, даже они простаивали шесть дней: ради экономии электроэнергии правительство Японии ввело особый режим работы для всех заводов страны.
Учитывая прошлогодние показатели, в нынешнем году в Россию может быть недопоставлено автомобилей на сумму не менее 5,5 млрд. руб. (вероятные убытки всех российских «дочек» японских компаний составят около 10 млрд. руб.).
На отечественном рынке доля японских автомобильных брендов, по данным аналитической компании Auto-Dealer.ru, составляет около 15%. Спрос может сместиться в сторону европейских и корейских брендов. При этом из-за приостановки заводов крупнейших японских металлургов — Nippon Steel, JFE, Marubeni-Itochu — цены на сталь могут взлететь во всем мире на 5-10%, прогнозирует аналитик «ВТБ капитала» Виктор Белски. Это неминуемо отразится на стоимости автозапчастей для всей мировой автомобильной промышленности.
Куда опаснее для импортеров японских автомобилей репутационные риски. Часть клиентов начнет отказываться от покупок из-за страха радиации, считает Олег Дацкив, генеральный директор Auto-Dealer.ru. В порту Владивостока недавно были задержаны три партии автомобилей, чей радиационный фон в три раза превышал норму. С другой стороны, едва ли не впервые на руку японским компаниям может сыграть долгое логистическое плечо. Доставка автомобиля из Японии в центральную Россию осуществляется по морю и занимает два-три месяца. Таким образом, машины, произведенные после катастрофы на АЭС «Фукусима-1», появятся на российском рынке только в конце мая-июне. К тому времени информационный шум вокруг событий в Японии должен поутихнуть.
Компании, которые могут больше всех пострадать в результате трагедии (млн. руб.)
№ Компания* Объем
импорта, поставок
в 2010 году под угрозой
1 Toyota 70 869 2953
2 Suzuki 12 232 510
3 Mitsubishi** 10 993 458
4 Mazda 10 793 450
5 Komatsu 8416 351
6 Subaru 5507 229
7 Nissan 5134 214
8 Bridgestone 4365 182
9 Canon 3344 139
10 Isuzu 3304 138
*Официальное представительство в России
**«Рольф импорт»
Источник: база данных ВЭД России.
Ксения Леонова, Секрет фирмы