Официально |
Китайские автопроизводители не получат льготы на сборку автомобилей в России. Уже истек последний срок, когда можно было подписать соответствующее соглашение с Минэкономразвития. Шанс получить льготы остается только у Mitsubishi, GM и «Северсталь-авто», которые успели подписать меморандумы о намерениях собирать иномарки. Эксперты отмечают, что именно льготный режим привлек крупные автокомпании в Россию.
Большинство компаний, выпускающих или собирающихся выпускать автомобили, соглашения о промышленной сборке автомобилей уже подписали. Исключением стали китайские автопроизводители.
Постановление правительства N166 о промышленной сборке автомобилей было подписано 29 марта 2005 года. Согласно документу, автопроизводитель, подписавший с правительством России соглашение, может в течение нескольких лет пользоваться таможенными льготами на ввоз комплектующих для сборки иномарок, обязуясь выпускать не менее 25 тыс. машин ежегодно и постепенно повышать уровень локализации производства. По мнению аналитиков, именно постановление о промсборке способствовало привлечению в Россию мировых автопроизводителей. В результате создаются новые производства, и часть доходов от продаж иномарок остается в России, отмечает аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Севастьян Козицын.
В настоящий момент в режиме промсборки в России выпускаются автомобили Ford, Renault, Fiat, SsangYong и Kia. Кроме того, подписаны соглашения о промышленной сборке автомобилей Volkswagen, Skoda, Nissan, Toyota, Chevrolet, Peugeot, Citroen и Suzuki. Соглашение о промсборке правительство также подписало с АвтоВАЗом, которому еще предстоит выбрать иностранного партнера, и с группой ГАЗ, готовящейся к выпуску легкового автомобиля Siber, основой для которого стал Chrysler Sebring предыдущего поколения.
Как пояснили в Минэкономразвития, прекращение подписаний соглашений о промышленной сборке связано с обязательствами России по присоединению к ВТО. Однако те компании, которые до 15 сентября подписали меморандумы о намерениях выпускать автомобили в России, смогут получить статус промсборки и после этой даты. Такой меморандум в конце прошлого года подписала японская компания Mitsubishi Motors. Кроме того, два меморандума на промсборку грузовиков Isuzu и легковых Fiat Linea в Елабуге за несколько дней до крайнего срока подписала компания «Северсталь-авто», а буквально в последний день концерн GM подписал меморандум о намерении выпускать автомобили Opel в Санкт-Петербурге. МЭРТ также подписало еще несколько подобных меморандумов с автопроизводителями, которые пока не называются. Не исключено, что речь может идти о корейской компании Hyundai, которая также планировала строительство российского завода.
Впрочем, по мнению руководителя направления машиностроения и транспорта по России и СНГ А. Т. Kearney Евгения Богданова, даже если Hyundai не подписала меморандум, у компании еще есть шанс, поскольку присоединение к ВТО может быть отложено, а срок подписания соглашений о промсборке продлен. В Минэкономразвития называют такую возможность «крайне маловероятной».
Не достались льготы китайским компаниям. Сейчас в России уже выпускают китайские автомобили Chery, Geely и Lifan. Все эти проекты претендовали на получение статуса промсборки, однако соглашения по ним так и не были подписаны. Государство стремится защитить от конкуренции со стороны китайских компаний отечественные автозаводы — в первую очередь АвтоВАЗ, считает Козицын.
Прекращение подписаний соглашений по промсборке не означает, что в России больше не будут строить автомобильные заводы. Для производителей объемы продаж важнее наличия или отсутствия таможенных льгот, полагает Богданов. Если продажи будут расти, компании станут строить заводы хотя бы потому, что перевозить комплектующие всегда дешевле, чем готовые автомобили, утверждает эксперт.
Ведомости