С прицелом на пьедестал

За первые 5 месяцев текущего года продажи автомобилей в РФ, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), превосходят прошлогодние показатели на 60% и составляют 989 тыс. 013 машин. Очень хорошим для рынка был май, когда россияне купили 235 тыс. 170 автомобилей, или на 48% больше, чем годом ранее.

Тем не менее лидером за этот месяц осталась Германия, где было продано 304 тыс. 543 машины. Рост в этой стране фиксируется уже шестой месяц подряд, в мае он составил 22%.

3-е место занимает Франция, на 4-м — Италия, где рост произошел впервые за последние 12 месяцев, на 5-м — Великобритания, в которой авторынок падает уже 11 месяцев подряд.

Итальянский и британский опыт дают отечественным экспертам обильную пищу для размышлений о перспективах продаж авто в России. В Итальянской ассоциации автопроизводителей (ANFIA) констатируют: как только в апреле прошлого года были отменены «экопремии», которые получали покупатели более экологически чистых машин, рынок начал падать. И чтобы снова выйти в плюс, ему понадобился год. При этом до прежних показателей еще далеко — действует так называемый эффект низкой базы. Ровно то же самое произошло и в Великобритании, где от «экопремий» отказались в июле прошлого года. Британское общество автопроизводителей и автодилеров (SMMT) отмечает: падение рынка продолжается, но в мае оно было наименьшим за последние 11 месяцев, тем не менее рисовать радужные перспективы местные аналитики не торопятся.

Через это прошла и Германия, запустившая масштабную утилизационную программу первой. Но немцам негативный эффект, вызванный ее прекращением, помог достаточно быстро преодолеть их гигантский экспортный потенциал. У автопроизводителей из других стран он, очевидно, ниже, поэтому и трудностей у них больше, и длиться они будут дольше. По крайней мере, и французам, и итальянцам, и британцам немецкое аналитическое агентство BDW-Automotive предрекает по итогам этого года уменьшение продаж по сравнению с 2010-м.

Перспективы российского рынка видятся экспертам вполне позитивными. АЕБ ожидает, что в нынешнем году будет продано от 2,24 до 2,35 млн. новых автомобилей. Аналитики «Автостата» полагают, что продажи могут составить 2,4 млн. штук. В любом случае речь идет о значительном, порядка 32-35%, росте. Если эти прогнозы сбудутся, Россия закрепится на втором в Европе месте, уступив только Германии. Аналитик авторынка Максим Лобада считает, что увеличение продаж обязано двум основным факторам. «Во-первых, это расширение кредитования, — пояснил эксперт. — Сейчас банки активно наращивают выдачу автокредитов, при этом ставки падают. Во-вторых, восстановление платежеспособного спроса со стороны населения. Оно происходит не так быстро, как хотелось бы, но кризис мы помаленечку преодолеваем объективно, и у некоторых групп населения появляются свободные деньги».

Тем не менее, подчеркивает специалист, бурного роста продаж, подобного прошлогоднему, в России ожидать вряд ли приходится, поскольку эффект от завершения программы утилизации старых автомобилей будет действовать и у нас. С Европой нас сравнивать, конечно, нельзя — там поощрялась покупка новейших экологичных машин, а здесь все было затеяно, чтобы сбыть «новое старое». Однако и доходы у большей части россиян не сопоставимы с европейскими.

Михаил Крючков, Евгения Зубченко, Новые известия