Автомобильный рынок юга России активно восстанавливается и уже к 2012 году должен достигнуть докризисного уровня, прежде всего за счет отложенного спроса и возрождения автокредитования. Лидеры рынка сейчас ведут серьезную экспансию, укрепляя свои позиции в регионах
По мнению обозревателя журнала «За рулем» Игоря Моржаретто, южный автомобильный рынок вообще должен расти быстрее, чем в среднем по России: одним из факторов роста могут стать масштабные инфраструктурные проекты, такие как реконструкция трассы М4 «Дон», Олимпиада в Сочи и др. По данным «Автостата», в 2010 году ЮФО в его новых границах уже стал российским лидером по продажам автомобилей (44,9 машины на тысячу человек), правда, три четверти (33,9 машин) этого показателя формируют продажи на вторичном рынке. По новым же авто ЮФО пока выглядит весьма скромно, опережая только Сибирь, Дальний Восток и СКФО, хотя в регионе сегодня представлены практически все продаваемые в России бренды. Ключевыми центрами южного авторынка являются Краснодарский край, Ростовская область и Ставрополье, традиционно обслуживающее республики Северного Кавказа; остальные регионы сильно уступают по объемам. Так, по оценке генерального директора волгоградской группы компаний «Арконт» Андрея Жигунова, рынок миллионного Волгограда примерно в 2 раза меньше краснодарского и в 1,5 раза — ростовского.
По мнению аналитиков и участников авторынка, 2011 год станет последним годом с уровнем продаж ниже, чем в 2008-м — докризисный уровень должен быть достигнут уже в следующем году. В качестве примера послекризисной динамики рынка может служить статистика продаж сети «Ключавто», базирующейся в Краснодаре. За 2009 год в ее салонах было продано 8305 автомобилей, а в 2010 году почти на 3 тысячи машин больше. За первые 5 месяцев 2011 года было реализовано уже почти 6 тысяч автомобилей, и в мае динамика продаж составила 80,8% по сравнению с маем прошлого года — в III-IV-м кварталах ожидается еще больший рост продаж. Хорошая динамика и у других лидеров рынка: ростовские продажи «Модуса» с января по апрель 2011 года выросли на 61%, а «AAA Моторс» планирует в этом году увеличить продажи на 50% к 2010 году.
Среди покупателей авто сейчас много тех, кто рассчитывал сделать это в 2009-2010 годах, но из-за фактической остановки банковского кредитования и общего падения спроса во время кризиса отложил покупку. «Бурный рост авторынка сегодня обусловлен прежде всего реализацией отложенного спроса потребителей. Долго не обновлялись личные и корпоративные парки. Есть физическая необходимость и психологическая готовность потребителей к обновлению. Способствует этому и растущая банковская активность», — говорит Андрей Жигунов.
Источники «Эксперта Юг» сходятся во мнении, что именно автокредитование сейчас является основным драйвером восстановления рынка и темпы его роста уже превысили докризисные.
Директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков полагает, что конкуренция дилерских сетей на юге России остра — она сопоставима с центром и Поволжьем и отличается, к примеру, от Сибири, где соперничество дилеров пока еще слабо.
По мнению участников рынка, в нынешнем году конкуренция между автомобильными марками и дилерами на Юге станет еще более мощной. Один из признаков этого — по некоторым брендам в регионе появляются вторые и третьи игроки; в Ростове-на-Дону, например, не так давно начал работу второй официальный дилер Mitsubishi. «Перед всеми стоят схожие задачи: в посткризисное время занять как можно больше места на рынке, взять максимально возможную долю, используя слабости конкурентов, — говорит Андрей Жигунов. — Кроме того, в дилерских холдингах понимают, что может наступить время, когда на российский рынок придут крупные европейские или американские автодилерские сети, либо пенсионные фонды со своими большими деньгами. В любом случае надо готовиться и увеличивать свою долю рынка». Открытие большого количества новых автосалонов связано и с деятельностью дистрибьюторов. «Сейчас многие производители заявили о достаточно амбициозных планах на ближайшие пять-семь лет, поэтому автомобильная отрасль переживает очередной «бум» новых дилерских центров», — указывает директор департамента продаж компании «AAA Моторс» Павел Шевченко.
Наиболее серьезные изменения грядут на рынке Северного Кавказа, в первую очередь на Ставрополье. До кризиса порядка 80% продаж новых авто здесь контролировал крупнейший местный дилер «Дримкар», в портфеле которого присутствовали такие бренды, как BMW, Ford, Cadillac, Chevrolet, Infiniti, Hyundai, Mazda, Mini, Nissan, Opel, Peugeot, Porsche, Renault, Subaru — набор марок у «Дримкара» считался едва ли не самым внушительным на Юге. Однако за пределы Ставрополья, где у «Дримкара» было больше 20 салонов, компания не выходила, а развитие бизнеса велось на кредитные средства. Во время кризиса ряд салонов пришлось временно закрыть, а выручка группы упала с 14 млрд. рублей в 2008 году до 2 млрд. рублей в 2010-м, хотя падение ставропольского авторынка в 2009 году основатель «Дримкара» Эмиль Гашимов оценивал всего в 36%. В итоге задолженность перед кредиторами удалось урегулировать только в этом году, в том числе благодаря группе «Синдика», контролируемой главой Кабардино-Балкарии Арсеном Каноковым, которая, как сообщается, выкупила долг «Дримкара» у Сбербанка. Однако доминирование на рынке Ставрополья «Дримкаром», похоже, утрачено — в последние два-три года экспансию в регион начали агрессивно развивавшиеся во время кризиса «Модус» и «Ключавто». К примеру, «Ключавто» с 2008 по 2010 годы открывала по два новых салона ежегодно, «Модус» также активно увеличивает свою долю рынка: в 2010 году открылись его дилерские центры SsangYong в Краснодаре, Ford в Новороссийске и Ставрополе. Еще один лидер южного авторынка — ростовская «AAA Моторс» — до 2014 года планирует открыть 7 новых автоцентров в ЮФО.
В перспективе рост автомобильного рынка должен позитивно сказаться и на ситуации в северокавказских республиках. Сейчас практически весь объем продаж новых автомобилей в СКФО приходится на Ставрополь и Кавминводы, а количество дилерских салонов за пределами Ставропольского края в округе можно пересчитать по пальцам. Как отмечают эксперты, препятствием для их появления становятся сложившиеся клиентские связи: автомобилисты из республик уже являются постоянными клиентами салонов в Ставрополе, Минводах или даже Краснодаре, и если в регионе появляется новый дилер, то ему приходится разрушать эти старые привычки. Другой фактор, сдерживающий развитие дилерских сетей в СКФО, — неспокойная политическая ситуация. «Политика представительств большинства автомобильных марок понятна и прозрачна: дистрибьюторы не станут понапрасну рисковать при развитии дилерской сети, не видя стабильности и предсказуемости в регионе, — говорит Игорь Иваньков. — Сейчас в республиках процветают «серые» дилеры, но мы думаем, что ситуация на Северном Кавказе может измениться буквально через 2-3 года». Как отмечает г-н Иваньков, после кризиса произошли весомые изменения в сфере кредитования северокавказских республик: появились банки, предлагающие выгодные кредитные продукты для жителей региона. К тому же дают о себе знать меры господдержки: благодаря образованию СКФО здесь появляется много рабочих мест в госструктурах, поэтому к дилерам приходят клиенты с прозрачными доходами. Так что в ближайшей перспективе в регионе должно увеличиться количество небольших дилерских центров.
Тем не менее, отмечает Сергей Целиков, автобренды неохотно идут в города и населенные пункты с количеством жителей 250-300 тысяч человек — это пока еще вопрос будущих 3-5 лет. Однако такая тенденция есть. «В небольших городах власти уже заинтересованы в открытии новых предприятий и автосалонов, зачастую сами проявляют инициативу, — говорит генеральный директор ООО «Модус Авто» Владимир Маханько. — В небольшой город можно войти, имея гарантию эксклюзивной представленности минимум на два года как обеспечение гарантий собственных инвестиций». Примером подобного выхода в некрупные города могут служить планы того же «Модуса» в скором будущем открыть дилерский центр в Армавире. В Ростовской области хорошие перспективы у Таганрога: не так давно здесь появились салоны Mitsubishi и Volkswagen на выезде из города в сторону Ростова, рядом строится еще один салон, то есть возникает собственная небольшая автодеревня. Однако флагманами в мини-формате все же являются представители отечественного автопрома, который традиционно преобладает на Юге.
Как отмечает генеральный директор ОАО «Кубань-Лада» Дагир Султанов, в небольших городах Краснодарского края, таких как Тимашевск, Курганинск и Славянск-на-Кубани, уже сейчас действует ряд салонов дилерской сети АвтоВАЗ. Автомобили отечественного производства первыми вышли в этот сегмент рынка в связи с тем, что недорогим машинам легче найти своего покупателя даже в маленьких городах, но в скором времени этот формат начнут осваивать и иномарки, особенно на Кубани. Сегодня в структуре торговли Краснодарского края вообще существует достаточно серьезный перекос в сторону столицы региона, и это значит, что сети будут постепенно двигаться в сторону райцентров, благо покупательная способность населения там чаще всего высока — только теперь жителям небольших городов и крупных станиц не придется ехать в Краснодар. На авторынке катализаторами в этой ситуации могут стать дистрибьюторы. Игорь Иваньков указывает, что в этом вопросе многое зависит и от стратегии развития бренда. Например, «Фольксваген» сейчас объявил тендеры во многих небольших городах.
Противоположным форматом являются автодеревни — несколько дилерских центров, расположенных неподалеку от крупного города. Сейчас на юге России функционирует две основные автодеревни — в районе аэропортов в Краснодаре и Минеральных Водах. На российской почве эта идея, отлично зарекомендовавшая себя в Европе и Америке, стала воплощаться в 2007-2008 годах, однако кризис скорректировал амбициозные планы по реализации подобных проектов, а их инициаторы оказались в наиболее тяжелом положении. Это связано с тем, что для строительства автодеревни нужны немалые инвестиции. До кризиса, отмечает Владимир Маханько, банки охотно кредитовали развитие бизнеса автодилеров, а затем этот процесс значительно замедлился; одновременно фактически остановилось розничное автокредитование, на которое делалась ставка при развитии автодеревень. Как раз такая ситуация и сложилась вокруг ставропольского «Дримкара» — основного резидента автодеревни в Минеральных Водах.
Однако на подъеме после кризиса и у автомобильных деревень дела пошли в гору, ведь процент закрытия сделки в этом формате значительно выше, чем у отдельных дилерских салонов. К тому же формат автодеревни интересен клиенту, так как позволяет предложить широкий выбор и сэкономить время. «Если автодеревню строит один холдинг, то экономически это очень эффективно в плане коммуникаций, минимизации расходов на строительство и обустройство прилегающей территории. При этом сроки окупаемости таких проектов снижаются за счет сокращения затрат на продвижение, ведь автодеревня позволяет иметь стабильно высокий трафик клиентов», — считает Игорь Иваньков. Однако югу России еще далеко до Европы, где салоны разных сетей нередко формируют единый рекламный бюджет, чтобы привлечь клиента в автодеревню.
Свой вариант автодеревни предлагает компания «AAA Моторс» в Ростове-на-Дону: «На собственном опыте мы пришли к формату автомобильного квартала, который у нас сложился в самом центре города. До конца 2011 года здесь сконцентрируется семь автоцентров, а преимуществом перед автодеревней будет расположение: не надо выезжать за пределы города», — говорит Павел Шевченко. Комментируя перспективы появления подобных автомобильных кластеров в Волгограде, Андрей Жигунов отмечает: «Первоначально дилеры располагались в центральной части города, где население более платежеспособно. Сегодня, когда существуют дилеры практически всех марок, понятно, что вторые и, возможно, третьи дилеры в будущем откроются на севере и юге Волгограда. Группа «Арконт» стала в этом смысле первопроходцем, открыв весной 2011 года два дилерских центра — Kia и Skoda — в составе автогородка «Арконт Север». К лету следующего года в его составе появится ещё три дилерских центра. Мы предполагаем, что со временем похожая автодеревня возникнет и на юге Волгограда».
Виктория Ханова, Эксперт Юг