Минэкономразвития подписало соглашение о промсборке с японской Mazda, сообщил директор департамента ОЭЗ и проектного финансирования министерства Дмитрий Левченков. Соглашение было подписано по старым правилам. Это удалось потому, что Mazda не претендует на большую долю российского рынка и будет производить автомобили на Дальнем Востоке.
Компания, по словам чиновника, намерена реализовать проект в Приморье, предполагаемый объем инвестиций — около $80 млн. Г-н Левченков уточнил, что речь идет о «предприятии полного цикла с локализацией по компонентам в 30%». Запуск производства намечен на вторую половину 2012 года. Источник, близкий к Минэкономики, уточнил, что срок действия соглашения — 8 лет.
Дмитрий Левченков отметил, что концерн будет выпускать Mazda-6 и модель, которой еще нет на рынке. Ее название пока не раскрывается. Собирать двигатели в России концерн не будет. Компания планирует построить новый завод для производства автомобилей, но для крупноузловой сборки намерена привлечь мощности автозавода Sollers, который уже второй год работает во Владивостоке.
Директор департамента автомобильной промышленности и сельхозмашиностроения Минпромторга Алексей Рахманов пояснил, что соглашение с Mazda по старым правилам подписано по поручению правительства. «Запуск производства будет способствовать социально-экономическому развитию региона, поэтому в таких случаях возможно подписание по старым правилам, если есть соответствующее поручение председателя правительства», — заверил чиновник. Он добавил, что «переговоры с Mazda начались задолго до введения новых правил промсборки». «Действующий порядок предусматривает возможность подписания соглашений по старым правилам, если это способствует развитию региона», — подтвердил г-н Левченков, уточнив, что в ближайшее время новых соглашений к подписанию не планируется.
По словам чиновника, японский автоконцерн планирует выпускать в России Mazda 6, а также новую модель, которая еще только появится на рынке. Михаил Пак из «Атона» полагает, что второй моделью будет кроссовер или внедорожник стоимостью 0,9-1,3 млн. руб. (Mazda 6 стоит 0,75-1,2 млн. руб.). В настоящее время компания готовит премьеру нового компактного кроссовера Mazda CX-5 (прототип был показан в марте на автосалоне в Женеве).
«Mazda физически не смогла бы построить завод в соответствии с новыми правилами промсборки», — говорит Михаил Пак, ссылаясь на то, что в прошлом году в России было продано в общей сложности лишь 25 тыс. автомобилей Mazda (всего продажи легковых автомобилей в стране составили 1,9 млн. штук). По словам аналитика, «максимальный объем возможного производства Mazda в России — 30-35 тыс. автомобилей в год». Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала», однако, отмечает, что в 2008 году Mazda продала в России 73 тыс. машин. «Сейчас рынок восстанавливается, и Mazda есть куда расти», — полагает эксперт. По его словам, собственный завод в России — это хорошая возможность для компании снизить себестоимость автомобилей, продаваемых на отечественном рынке.
Правительство всячески заявляет о своей поддержке создания автосборочных производств на Дальнем Востоке. Долгое время едва ли не главной отраслью местной экономики был ввоз подержанных японских автомобилей. Повысив на них пошлины с начала 2009 года, власти спровоцировали масштабные акции протеста в Приморье. Отчасти решить проблему, как рассчитывает правительство, позволит создание в регионе собственных автосборочных производств. Первой ласточкой стал проект компании Sollers, в конце 2009 года запустившей во Владивостоке сборку автомобилей SsangYong. Взамен российское правительство предоставило предприятию различные льготы. Так, Банк Развития выделил кредитную линию на 5 млрд. руб., а кроме того, компания может воспользоваться льготами РЖД при перевозке автомобилей в другие регионы. Недавно Sollers договорился о сборке на своем заводе автомобилей Toyota.
Елена Виноградова, Ведомости