На базе автомобильного проекта Volga Siber, закрытого в конце прошлого года, будет запущено 2 автосборочных производства — с немецкой корпорацией Volkswagen Group и с американской General Motors. За их счет «Группа ГАЗ» рассчитывает окупить сотни миллионов долларов, вложенных в оборудование и реконструкцию завода.
В соответствии с соглашением Volkswagen Group и «Группы ГАЗ» в Нижнем Новгороде будет организован полный цикл производства. Старт производства Skoda Yeti намечен на четвертый квартал 2012 года.
Производственные мощности проекта контрактной сборки для VW в Нижнем составят 110 тыс. автомобилей в год, что сопоставимо с нынешними мощностями Volkswagen в Калуге. Но инвестиции в него составят 200 млн. евро, из которых 115 млн. проинвестирует Volkswagen Group. Остальное возьмет на себя «Группа ГАЗ». Этим-то проект и выгоден для VW: экономятся время и деньги на расширение мощностей в России. Еще бы, ведь инвестиции Volkswagen Group в сопоставимое по мощности производство в Калуге на сегодня составляют около 570 млн. евро. Время на растущем автомобильном рынке России тоже важно. Развернуть производство в Нижнем Новгороде можно быстро. Для полноценной CKD-сборки (которая важна в рамках беспошлинного режима промышленной сборки в рамках 166-го постановления правительства) там почти все готово, за исключением сварочного цеха — это будет единственное капиталоемкое вложение. Цех покраски и цех сборки JR-41 без глубокой доработки и с минимальными затратами могут быть использованы под новый совместный проект с VW. Например, в бывшем сборочном цехе JR-41 кое-где надо будет заменить лишь специфическое оборудование да закупить новый инструмент.
По-видимому, эти цеха и станут основными инвестициями «Группы ГАЗ» в проект. «ГАЗ будет работать по давальческой схеме и получать плату за сборку и за использование своих мощностей, — объясняют в «Группе ГАЗ», — VW же купит специфическое оборудование, которое будет установлено на подготовленных ГАЗом площадях. ГАЗ инвестирует в подготовку площадей и в универсальное оборудование». То есть все еще не оправившейся после кризиса группе ГАЗ совместный проект с VW в финансовом плане не будет в тягость.
Более того, оставшиеся производственные активы по производству Volga Siber (их мощность составляла 150 тыс. автомобилей в год) будут задействованы в другом совместном проекте, анонсированном в феврале этого года. Тогда «Группа ГАЗ» и General Motors подписали соглашение о контрактной сборке нового поколения автомобилей Chevrolet Aveo в Нижнем Новгороде. Старт производства был запланирован на середину 2012 года, а его предполагаемый ежегодный объем должен составить 35 тыс. седанов и хэтчбеков Chevrolet Aveo. Для этого проекта даже не понадобится закупать новое сварочное оборудование — старый крайслеровский цех, который был вывезен из США под проект Siber, вполне подходит под технические параметры GM. Покраска Volkswagen, Skoda и Chevrolet Aveo будет производиться в одном и том же цехе, который был создан когда-то под нужды Volga Siber.
В «Группе ГАЗ» не отрицают, что автомобиль Volga Siber не окупил инвестиций. Почти 200 млн. долларов, вложенных в проект, принесли лишь убытки. Причин тому несколько. «Мы не смогли сдержать рост цен на импортные комплектующие в 2008 году, когда произошла девальвация рубля, и неверно оценили рыночные перспективы автомобиля, к тому же в кризис мы не смогли тратить средства на его маркетинг и продвижение», — признается бывший руководитель дивизиона легковых автомобилей «Группы ГАЗ», а ныне управляющий директор автомобильного завода ГАЗ Леонид Долгов. «Но сейчас ГАЗ преодолел кризис, — заявил на пресс-конференции сторон председатель совета директоров ОАО «ГАЗ» Зигфрид Вольф. — Мы стали сильнее после него. Мы считаем, что на контрактной сборке мы сможем зарабатывать».
«У нас одна из лучших производственных линий в России, готовая команда компетентных специалистов», — подтверждает Бу Андерссон, президент «Группы ГАЗ».
Экономическая сторона проектов контрактной сборки сейчас важна как никогда. Еще полтора года назад «Группа ГАЗ» была близка к банкротству. Тогда, в конце 2009 года, компания публично обратилась к кредиторам с просьбой о реструктуризации займов и облигационных обязательств. Совокупный долг компании достиг почти 45 млрд. рублей, при этом до конца 2009 года она должна была вернуть кредиторам около 36 млрд. Все это было обусловлено критическим для Группы ГАЗ падением спроса на ее автомобили и автобусы (в два-четыре раза по разным сегментам). Компания тогда прогнозировала, что в последующие три года она будет генерировать убытки. По сути, кризис вынудил «Группу ГАЗ» искать помощи у государства, а параллельно искать внутренние резервы — кардинально снижать издержки и повышать производительность труда. Удалось и то и другое, причем с опережением прогнозов. Группа ГАЗ обещает прибыль в своем отчете по МСФО за 2010 год, который она планирует опубликовать в ближайшем времени.
Несмотря на «кончину» Siber, опыт этого проекта уже пригодился и тиражируется по всему ГАЗу. «Практически вся система качества была перенесена с площадки Siber на другие сборочные мощности «Группы ГАЗ», — рассказывает Леонид Долгов. — Мы внедрили входной контроль комплектующих, запустили понятную, стройную систему станций контроля качества на всех переделах производства, инвестировали в современные проверочные стенды, построили камеру дождевания в сборочном цехе LCV и грузовиков, внедрили систему аудита глазами потребителей и ежедневный сбор и анализ информации от дилеров по всем гарантийным случаям. В результате, скажем, количество дефектов на тысячу автомобилей в течение двухмесячной эксплуатации (IPTV) у «Газелей» снизилось в два раза — до 120-130. Хотя это не предел, для Volga Siber этот показатель был ниже еще в несколько раз».
Есть основания полагать, что опыт контрактной сборки с Volkswagen, где стандарты еще более жесткие, даст «Группе ГАЗ» дополнительные идеи для повышения конкурентоспособности ее собственной продукции.
Андрей Виньков, Эксперт