ГАЗ сбросит балласт

У Группы ГАЗ новая стратегия развития автокомпонентного бизнеса, выручка от которого должна составить в этом году 22 млрд. руб., около 20% суммарных оборотов группы.

По новому плану все производства автокомпонентов ГАЗ разделит на 3 части. Те, что дают сейчас около 40% выручки (производство мостов, чугунного литья и т. д.), ГАЗ будет развивать самостоятельно. Вторую часть (производство колес, выхлопных систем и т. д., около 50% оборота) планируется развивать с партнерами. А оставшееся (например, производство сцеплений, тормозной и топливной систем, примерно 10% выручки сегмента) Группа намерена продать при наличии предложений со стороны внешних инвесторов — позиции ГАЗа в этих направлениях слабые, а привлекательность продаж достаточно низкая. Планы описаны в презентации, а доли трех сегментов в выручке Группы уточнил ее представитель.

В первом сегменте (который планируется развивать самостоятельно) позиции Группы достаточно сильны, отмечается в презентации, а спрос на подобные комплектующие высокий. На российском рынке чугунного литья, емкость которого составила в прошлом году 58,5 млрд. руб., примерно 250 игроков, доля ГАЗа — 6%. Литье поставляется не только предприятиям ГАЗа, но и РЖД, «Соллерсу», а также «Кнорр Бремзе — Кама» (СП КАМАЗа и немецкой Knorr Bremse, выпускает тормозные системы). В числе потенциальных покупателей чугунного литья — производители автокомпонентов TRW и Valeo, General Motors и Volkswagen (в следующем году ГАЗ начнет сборку их автомобилей).

Второй сегмент (куда будут привлекаться партнеры) еще больше ориентирован на широкий круг клиентов. В конце года начнется выпуск выхлопных систем с голландской Bosal, есть меморандум о создании СП со шведской Bulten, рассказал директор дивизиона «Автокомпоненты» ГАЗа Кирилл Эпштейн. По его словам, СП будут работать на площадке ГАЗа, до 50% выручки они будут получать от сторонних заказчиков.

Автокомпонентный дивизион будет наравне с другими участвовать в конкурсах на поставку комплектующих для «Газели» следующего поколения, обещает Эпштейн: это будет стимулировать снижение себестоимости и рост качества продукции.

К 2015 г., по расчетам ГАЗа, емкость автокомпонентного рынка России вырастет в 1,7 раза, до $74,7 млрд. А выручка группы на этом рынке увеличится почти вдвое к уровню 2011 г., отмечает Эпштейн (прогноз по общей выручке ГАЗ не раскрывает, «консервативная» оценка аналитика «ВТБ капитала» Владимира Беспалова — 194 млрд. руб.).

В мировом автопроме компонентный бизнес был выделен к концу прошлого века — это позволило автопроизводителям снизить инвестиционную нагрузку и сократить себестоимость, отмечает директор российского офиса A. T. Kearney Евгений Богданов. Главное, что сохранили у себя автопроизводители, — выпуск двигателей, коробок передач и крупной штамповки, а на аутсорсинг ушло производство комплектующих, которые могут устанавливаться на машины нескольких автопроизводителей.

Впрочем, ГАЗ не планирует выделять в независимую структуру те сегменты, которые намерен развивать: это не дает группе преимуществ, объясняет Эпштейн, а работать со сторонними заказчиками можно и сейчас.

Алексей Непомнящий, Ведомости