«Жигули» не поддаются списанию

Прирост парка легковых автомобилей в России составляет примерно 1 млн. в год. По данным аналитического агентства «Автостат», опубликовавшего исследование структуры парка легковых автомобилей, к 2011 году он составил 34,04 млн. машин, что примерно на 4,1% больше, чем годом ранее. За кризисный 2009 год количество машин на российских дорогах также увеличивалось, но меньшими темпами.

По данным «АСМ-Холдинга», опирающегося на статистику ГИБДД, к 2010 году в России было зарегистрировано 33,08 млн. легковых автомобилей, а на начало 2009 года 32,02 млн. (рост составил 3,3%).

При этом в России по-прежнему преобладают машины, с момента выпуска которых прошло более десятилетия. Согласно исследованию «Автостата», на долю машин старше 12 лет приходится 14,85 миллионов — около 43,6% от числа зарегистрированных.

Сравнительно новых машин, с момента выпуска которых прошло менее трех лет, в России примерно 5,21 млн., что составляет чуть более 15% от общего количества.

Наиболее распространенными на российских дорогах остаются автомобили марки ВАЗ, которые составили 41,6% от общего числа зарегистрированных (более 14 млн. автомобилей). Причем если в предшествующие годы наблюдалось снижение их доли, составлявшей в середине 2009-го и 2010 годов 42,1% и 41% соответственно, то сейчас наблюдается ее увеличение.

Впрочем, из 1,9 млн. новых автомобилей, реализованных в России в прошлом году, на «Лады» пришлось 517 147 штук: во многом спрос на них подстегнула государственная программа утилизации старых автомобилей: с государственной скидкой было продано 221,6 тыс. машин.

Всего на отечественные бренды приходится 57% парка (19,47 млн. машин), однако количество иномарок неуклонно растет, и в ближайшие годы следует ожидать, что они перевесят отечественные бренды.

Так, к середине 2009 года их количество в России составляло 13 млн., через год возросло до 14,3 млн., а к началу 2011 года превысило 14,63 млн.

При этом наиболее автомобилизированным регионом России остается Центральный федеральный округ (в нем числится 10,5 млн. машин, или 29,5%), а самой популярной иномаркой стала Toyota (2,85 млн. машин). В пятерку наиболее распространенных в России легковых марок также входят «Волга» (более 1,5 млн. автомобилей), «Москвич» (1,41 млн.) и Nissan (1,24 млн. машин). Наименьшее количество машин зарегистрировано на Дальнем Востоке и Северном Кавказе (1,91 и 1,55 млн. соответственно).

По словам заместителя директора «Автостата» Сергея Удалова, доля отечественных и иностранных брендов в автопарке России меняется крайне медленно. Кроме того, в ближайшие 5 лет разделение автомобилей на отечественные и иномарки станет в значительной степени формальностью.

По автомобилизации населения (количеству машин по отношению к числу жителей) Россия сейчас находится на уровне стран Восточной Европы и к развитым странам приблизится нескоро.

«Поскольку сейчас достаточно мало автомобилей списывается в утиль, порядка 3% в год, то за счет списания структура меняется незначительно — пояснил эксперт. — Что касается прибытия, то из 2,4 млн. автомобилей, которые, как ожидается, будут проданы в этом году, 25% будут отечественными. В дальнейшем, ориентировочно к 2015 году, будет сложно делить автомобили на российские и иностранные, поскольку на АвтоВАЗе к этому времени все будет производиться на общих платформах с Renault-Nissan».

Михаил Лобачев, Газета.Ru