В 2010 году в мире, по данным Международной газомоторной ассоциации, ежедневно производилось 4 тыс. автомобилей, работающих на природном газе, и вводилось в строй 8 газовых заправочных станций. Мировой парк автомобилей на компримированном (сжатом) природном газе сейчас превышает 13 млн. Однако в России уровень использования газа как моторного топлива остается на одном из последних мест в мире.
Октановое число природного газа достигает 120-130 единиц, так что теоретически двигатель на нем может иметь более высокую степень сжатия, чем бензиновый. Теплота сгорания метана также выше, чем у бензина, на 9%. Таким образом, двигатель может быть более эффективным. Однако на деле этого не происходит, поскольку практически всегда автомобиль может работать не только на КПГ, но и на бензине. Но компромиссы часто означают «ни вашим ни нашим», и этот случай не исключение: двигатель, предназначенный для работы на двух разных видах топлива, на любом из них работает хуже, чем если бы оно было единственным. А все современные модели представляют собой модифицированные бензиновые, которые дооборудованы аппаратурой для подачи газа и баллоном.
Например, 1,4-литровый мотор Fiat Punto Evo в версии Natural Power развивает 70 л. с. вместо 77 в чисто бензиновом варианте. Автомобиль Natural Power уступает по всем характеристикам бензиновому варианту: максимальная скорость ниже, расход бензина при его использовании выше. Не удивительно, ведь газовая версия из-за наличия баллона, рассчитанного на 84 л (около 13 кг) КПГ, и газовой аппаратуры весит на 145 кг больше бензиновой. Зато при движении на газе выбросы углекислого газа снижаются до 115 г/км — меньше получается только у Punto с суперсовременным дизелем Multijet и системой Start&Stop, которая глушит мотор при остановке.
Главное на сегодня достоинство КПГ — экологичность. При сгорании метана образуется меньше вредных веществ. Не случайно его используют в кухонных плитах без всякой дополнительной очистки «отработавших газов». За экологичность приходится платить: автомобили, рассчитанные на использование двух видов топлива, стоят заметно дороже. Fiat Punto Evo Natural Power в Европе обойдется в €16,5 тыс. — на €3 тыс. дороже, чем бензиновый автомобиль в той же комплектации. Почему же их покупают? Стоимость КПГ заметно меньше, и, по расчетам Volkswagen, пробег в 100 км обойдется хозяину модели Touran EcoFuel меньше чем в €5, ведь средняя стоимость КПГ чуть ниже €1 за 1 кг. Бензин сегодня стоит в Германии более €1,5 за 1 л, так что обычный Touran потратит на тот же пробег €9,9 — вдвое больше! Но все же, чтобы окупить повышенную цену EcoFuel, необходим пробег в 44 тыс. км. Поэтому основными потребителями таких автомобилей Volkswagen видит профессионалов, в частности таксистов. Для них менее актуальна и другая проблема — небольшое число автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). В Германии всего 891 станция, где можно заправиться КПГ. Притом что сжиженным газом можно заправиться на 6271 станции, а АЗС с бензином и дизельным топливом — около 12 000.
В России ситуация еще хуже. В Германии парк автомобилей на КПГ насчитывает около 85 тыс. единиц, то есть на каждые 100 машин приходится одна станция. У нас развитие сети АГНКС началось еще в 1980-е годы, однако сегодня в РФ насчитывается 250 АГНКС — в среднем одна станция на 400 потенциальных потребителей. И во многих городах, а то и целых регионах есть только одна точка, где можно заправиться КПГ. Профильный сайт www.agnks.ru сообщает только о четырех станциях в Москве — все они на МКАД.
АГНКС сложнее по устройству, чем обычная АЗС: здесь стоят компрессоры, которые доводят давление газа из обычного газопровода до необходимых 200-250 атмосфер. В принципе метан относительно безопасен: он легче воздуха и легко рассеивается в атмосфере. Однако при таком давлении опасен любой газ: при повреждении части баллона или другого оборудования осколки разлетаются с огромным ускорением. Именно от осколков должны защищать перегородки, установленные между заправочными постами на АГНКС.
Стоимость небольшой АГНКС, рассчитанной на заправку нескольких десятков автомобилей в сутки, начинается с 250 тыс. рублей, поэтому ее приобретение экономически оправданно только при наличии хотя бы небольшого парка автомобилей. Установка газового оборудования на машину обходится в 20-50 тыс. рублей, и при этом даже современные баллоны все-таки отнимут заметный объем в багажнике и увеличат массу машины. Для легкового автомобиля это иногда критически важно. Именно поэтому наиболее привлекателен переход на КПГ для коммерческого транспорта с его предсказуемыми маршрутами, значительными пробегами и сравнительно большим расходом топлива. Важны и большие размеры самих автомобилей. Хотя и в этих случаях для баллонов иногда приходится искать место. Например, в автобусах баллоны часто ставят на крыше.
Тем не менее дешевизна природного газа стимулирует быстрое увеличение числа работающих на нем автомобилей. Лидируют в этом направлении не слишком богатые страны, в которых или в соседних с ними регионах имеются значительные запасы природного газа. В Иране и Пакистане парк автомобилей на КПГ в конце 2010 года превысил 2 млн. и 2,5 млн. соответственно, в Аргентине и Бразилии превышает 1,5 млн. А в России не дотягивает до сотни тысяч и при этом уменьшается. Однако экологическая составляющая учитывается и в более богатых государствах — в США правительственные ведомства обязаны закупать такие автомобили.
Уже сейчас любой желающий может дополнить автомобиль оборудованием для работы на природном газе. А многие производители уже предлагают специальные версии своих моделей. Примерами могут служить Fiat и Volkswagen. Оригинальный путь выбрала Audi: она проводит в жизнь специальную программу Balanced Mobility, в рамках которой планирует комплексное решение. Компания закупила несколько ветровых турбин, смонтировала в Северном море, и вырабатываемое ими электричество используется в добыче метана.
Впрочем, не все автопроизводители рассматривают газ как самое перспективное альтернативное топливо. Nissan, который первым в мире выпустил на рынок семейный электромобиль LEAF, считает необходимым сконцентрироваться именно на направлении электромобилей. Volvo сочла, что природный газ оптимален только для коммерческих автомобилей. Это же направление развивает и Daimler. Свой взгляд на использование газа как моторного топлива и у нефтегазовых компаний. Например, Shell разработала технологию получения из газа синтетическогого дизеля и уже производит его на заводе в Катаре.
Валерий Чусов, Коммерсантъ (тематические страницы «Газ»)
iPhone «на колёсах»
Европлан: грузовики Mitsubishi Fuso с выгодой до 29%
Расширение модельного ряда
RENAULT KWID – НОВОЕ ВИДЕНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ А-КЛАССА
АВИЛОН официальный партнер чемпионата России по кольцевым гонкам
Mitsubishi открыла интернет-магазины оригинальных запчастей и аксессуаров
Выгодные кредитные условия на Mitsubishi Pajero Sport в мае
Надежность измеряется будущим
АО МС Банк Рус снижает кредитные ставки и запускает новый кредитный продукт
Росавтодор оштрафовал дорожных строителей более чем на 500 млн рублей
Мitsubishi Motors Corporation показала рекордную прибыль по итогам продаж за 2014 финансовый год
АВИЛОН вручил победительнице конкурса «Мисс Россия 2015» ключи от Hyundai Solaris
BRIDGESTONE. ЭКОНОМИЯ ТОПЛИВА КИЛОМЕТР ЗА КИЛОМЕТРОМ
Электромобили Mitsubishi i-MiEV будут работать парконами в Москве
Во Владикавказе открылся первый дилерский центр Mitsubishi – «Алания Авто»