Ближнее зарубежье |
К
За последние несколько лет украинский автопром превратился из стагнирующей отрасли в один из локомотивов машиностроительного комплекса страны. В прошлом году отечественные автопредприятия продемонстрировали впечатляющую динамику, увеличив выпуск легковых автомобилей на 42,2%, до 380 тыс. единиц. Годом ранее аналогичный показатель составлял 39,1% (267 тыс. штук), и согласно большинству прогнозов, должен был стать пиком развития национального автопрома.
Пессимизм в отношении перспектив отрасли был обусловлен ожидаемой отменой ряда налоговых льгот для национальных корпораций, а также вступлением Украины в ВТО, которое должно повлечь за собой снижение тарифных барьеров для импорта (с 25% до 10%). Скидка в 15% на зарубежные легковушки – достаточно весомый аргумент для массовой переориентации украинского потребителя на покупку ввозимых авто, при чем в условиях явно завышенных цен на отечественные модели.
Этот год станет во многом решающим для судеб многих корпораций. Вступление Украины во всемирный торговый клуб снизит рентабельность производства автомобилей методом крупно-узловой сборки. В связи с этим перед компаниями станет выбор: либо развертывать полномасштабное производство, либо сконцентрировать на импорте. Пока же, созданный запас прочности (высокая рентабельность) позволяет национальным производителям выжать максимум из продолжающегося бума на внутреннем авторынке, невзирая на рост налоговой нагрузки и вступление Украины в ВТО.
УкрАвто: трехвекторная стратегия
Крупнейший автозавод «ЗАЗ», входящий в корпорацию «УкрАвто», в
Продукция ЗАЗа конкурентоспособна не только на внутреннем рынке, но и за рубежом. Около 25% автомобилей, проведенных на площадках запорожского автозавода направляется в РФ. Интересно, что в России пользуются популярностью машины (Lanos украинского производства и Sens), которые в Украине считаются «андеграундом» и находятся в едва ли не в самом низшем ценовом сегменте.
Сейчас «УкрАвто» делает акцент на трех основных направлениях своего развития: налаживание работы СП с General Motors в Польше, строительство совместно с Богданом нового завода в РФ и расширение действующих производственных мощностей в Украине. До последнего времени схема работы в рамках корпорации выглядела следующим образом. Автомобили с FSO шли в Украину (в основном Lanos). В свою очередь, часть машин с ЗАЗа аналогичной модели, как было сказано, поставлялась в Россию. Стоит отметить, что благодаря оптимальному соотношению цена/качество/дизайн Lanos с польского FSO пользуются популярностью в Украине, тогда как ЗАЗовские авто менее востребованы.
Однако, последние планы развития «УкрАвто» существенно подкорректируют сбыт автомобилей. Прежде всего, корпорация намерена переориентировать FSO на западный рынок. Для этого было создано СП с General Motors, которое займется сборкой Chevrolet Aveo на площадках польского завода. Данные модели будут предназначены, прежде всего, для европейских потребителей. В свою очередь, производственные мощности по выпуску Lanos, по всей видимости, будут перенесены в Украину.
Стратегия на внутреннем рынке Украины предусматривает увеличение. В этом году «УкрАвто» намерено увеличить производство на площадках ЗАЗа на 16,8% по сравнению с прошлым годом, что составит 330 тыс. автомобилей. Столь скромный прирост машин обусловлен физическими ограничениями для дальнейшего развития.
В этом году корпорация более акцентировано анонсировала планы по строительству нового завода в Запорожье. Сообщается, что на этом предприятии будет организовано производство автомобилей, автобусов и грузовиков в Запорожской области до
Наиболее пессимистично обстоят дела у корпорации на российском направлении. В прошлом году, «УкрАвто» и «Богдан» объявили о совместном строительстве в России нового предприятия по производству легковых автомобилей, грузовиков и автобусов. Более того, созданные ими «Объединенные транспортные технологии» приобрели
В комментариях российским СМИ представитель «УкрАвто» Ирина Михайлева сообщила, что решение о строительстве завода отложено из-за вступления Украины в ВТО и возможного изменения таможенного режима. Логика украинской компании, очевидно, заключается в том, что согласно межгосударственным соглашениям, создающим некую зону преференциальной торговли, Lanos, считающийся украинским автомобилем, сейчас ввозится в Россию с нулевой пошлиной, поэтому строить завод в РФ просто нет экономического смысла. Ситуация может измениться, после вступления двух стран в ВТО, когда, возможно, будет пересмотрен режим торговли между двумя странами.
После вступления Украины в ВТО крупноузловая сборка автомобилей теряет экономическую целесообразность.
В связи с этим перед национальными автопроизводителями стоит дилемма: либо повышать локализацию производства, либо концентрироваться исключительно на импорте иностранных автомобилей.
«Богдан»: рокировки продолжаются
Вторым по величине украинским автопроизводителем по-прежнему остается корпорация «Богдан». Несмотря на проведение рокировки мощностей по производству легковых авто в Черкассы, а автобусов — в Луцк, компания демонстрирует агрессивную динамику развития. За I квартал текущего года «Богдан» увеличил выпуск легковых автомобилей на своих площадках на 43,5% по сравнению с аналогичным периодом
Напомним, что в
Компания поставила перед собой амбициозные планы — довести производство автомобилей к
К слову, в прошлом году ЗАЗ и «Богдан» стали эксклюзивными производителями «ВАЗов» всех моделей, забрав эту нишу у АИСа. Всего в
Вторым крупным проектом является развитие производства в Ильичевске. Еще в средине прошлого года «Богдан» на арендованных мощностях Ильичевского завода автомобильных агрегатов начал выпуск автомобилей Hyundaі и Kіa. Перенос производства продиктован логистической рациональностью. Машинокомплекты корейских авто идут в Украину по морю, поэтому абсолютно логичным является намерение «Богдана» разместить сборку поближе к портам. Проектная мощность позволяет наладить выпуск до 50 тыс. корейских авто.
«Богдан» заранее готовилась к вступлению Украины в ВТО, поэтому снижение пошлин не застанет ее врасплох. Сейчас корпорация работает над повышением локализации производства, заменяя крупноузловую сборку мелкоузловым производством.
АИС: нет пошлин, нет производства
Корпорация АИС может свернуть производство и сконцентрироваться на импорте авто. Об этом в интервью украинским СМИ заявил совладелец корпорации Дмитрий Святаш. В отличие от руководства остальных автопроизводителей, он считает, что снижение пошлины на импорт автомобилей с 25% до 10% делает невыгодным выпуск автомобилей в Украине.
Стоит отметить, что вероятность если не сворачивания, то существенного снижения производства на КрАСЗе, основной площадке АИСа, очень высока. Это обусловлено изначально ошибочной стратегией ведения бизнеса в Украине, которую избрала компания. Корпорация собирает автомобили методом крупноузловой сборки, и не считает необходимым повышать локализацию производства. Кроме того, сегодня АИС — это за редким исключением канал поставок в Украину автомобилей самых дешевых ценовых сегментов — российских и китайских. Между тем, в прошлом году компания получила серьезный удар. Как было сказано, «АвтоВАЗ» предпочел работу с ее конкурентами, поэтому АИС лишилась одного из наиболее прибыльного «бренда».
Чтобы компенсировать потерю, компания продолжила завлекать в Украину китайские машины. Несмотря на стремительный рост их продаж в относительных показателях (что обусловлено низкой сравнительной базой), они, вряд ли, станут популярными, поскольку считаются классом машин для совсем бедных слоев населения. По мере роста покупательной способности населения, украинцы откажутся от приобретений низкокачественных дешевых китайских авто, что очень ярко иллюстрирует российский опыт.
Между тем, вопреки пессимизму высшего руководства, КрАСЗ демонстрирует в этом году положительную динамику. В январе-марте на нем было выпущено 5,9 тыс. автомобилей, что на 12,5% превысило аналогичный показатель I кварталаwww.ugmk.info