Fiat разворачивают на Кавказ

Fiat отказался от планов строительства завода в Нижнем Новгороде, а новую производственную площадку в России еще не выбрал, рассказали источники на автомобильном рынке. По их словам, потенциальный кредитор концерна — Сбербанк предлагает ему запустить производство на базе завода Derways в Карачаево-Черкесии. Сам Fiat хочет построить свой завод под Санкт-Петербургом, где уже работают Nissan, Toyota, General Motors и другие автопроизводители.

Представители Fiat и Сбербанка это не комментируют, но директор департамента особых экономических зон и проектного финансирования Минэкономразвития Дмитрий Левченков сказал, что Fiat «прорабатывает различные площадки, в том числе в Северо-Западном регионе».

По словам источника на рынке, Fiat «был очень заинтересован в сотрудничестве с Группой ГАЗ» и использовании ее производственных площадок. Но договориться с ГАЗом итальянцам не удалось, поскольку группа уже подписала соглашения о контрактной сборке 110 тыс. автомобилей в год с Volkswagen и 30 тыс. автомобилей с GM и достаточно загрузила свои мощности.

«На площадку в Нижнем Новгороде, которая предназначалась для строительства завода «Савеко», Fiat серьезных планов не возлагает», — добавляют источники. Напомним, что именно нереализованным соглашением «Савеко» (СП Fiat и обанкротившейся российской компании «Самотлор-НН», созданное в 2008 году для сборки грузовиков Iveco) воспользовался Fiat, чтобы работать по старому режиму промсборки.

Соглашение между Fiat и Минэкономразвития было подписано в июне, концерн обязался производить в России 120 тыс. автомобилей в год, а также построить завод двигателей. Компания планирует вложить в проект более $1 млрд. Переговоры о финансировании Fiat, по данным Минэкономразвития, ведет со Сбербанком.

Потенциальный кредитор активно предлагает не определившемуся с площадкой итальянскому концерну локализовать свое производство в Карачаево-Черкесии, на заводе Derways, утверждает один из источников. По его словам, «это одно из главных условий Сбербанка для предоставления финансирования. Источник поясняет, что Сбербанк заинтересован в загрузке мощностей черкесского предприятия, поскольку 51% его акций владеет «Сбербанк Капитал», получивший их в 2010 году в обмен на кредит в 1 млрд. руб. Сейчас на Derways собираются автомобили китайских марок, но Сбербанк надеется привлечь другие компании. В частности, по словам источников, банк ведет переговоры о работе на Derways с корейской Hyundai.

«Вполне логично, что Сбербанк пытается загрузить проблемный Derways, но для Fiat, конечно же, с точки зрения логистики будет рациональнее строить производство в Санкт-Петербурге», — считает Михаил Пак из ИК «Атон» По оценкам Владимира Беспалова из «ВТБ Капитала», сейчас мощности Derways рассчитаны на производство примерно 25 тыс. автомобилей в год, «поэтому Fiat придется сделать серьезные инвестиции в их расширение, а в Санкт-Петербурге создается большой автомобилестроительный кластер, и в этом регионе у компании будет хорошая база для развития производства». Михаил Пак добавляет, что если Сбербанк откажет Fiat в финансировании, то это не станет неразрешимой проблемой для концерна, который может получить кредит в иностранных банках.

Егор Попов, Коммерсантъ